The Art Newspaper Russia
Поиск

Как попасть в Метрополитен: новая вершина Макса Холляйна

Одаренный управленец и фандрайзер не побоялся возглавить теряющий популярность музей, обремененный долгами и дефицитом бюджета. Макс Холляйн, похоже, решительно настроен вернуть «Мету» былое величие

Макс Холляйн. Фото: Alamy/Vostock-photo

Макс Холляйн. Фото: Alamy/Vostock-photo

Этим летом кресло директора Художественного музея Метрополитен наконец перестанет пустовать. Через 13 месяцев после ухода Томаса Кэмпбелла десятым главой нью-йоркской институции станет Макс Холляйн.

В отличие от Кэмпбелла, бывшего куратора музейного отдела гобеленов, уроженец Австрии Холляйн — человек со стороны, но с яркими лидерскими качествами. В 48 лет, имея за плечами 17-летний опыт работы в крупных музеях Германии и США, он обошел более сотни кандидатов на эту должность со всего мира.

Самый многочисленный в истории музея попечительский совет (19 членов) созывался почти 30 раз, пока Метрополитен оправлялся после докладов о бедственном финансовом положении и недовольстве сотрудников при Кэмпбелле. Еще говорили, что перемены в иерархии отпугнут лучших кандидатов, поскольку в июне прошлого года попечительский совет назначил президента музея Дэниела Вайса CEO и новый директор теперь будет отчитываться перед ним по административным вопросам. 

Но Холляйн не боится приходить в это непростое для музея время. «Мне кажется, что перед „Мет“ всегда будет стоять ряд важных задач — из-за огромной роли, размеров, специфики этой институции», — рассуждает он в интервью The Art Newspaper. Ради новой работы Холляйн оставил Музей изящных искусств Сан-Франциско, которым руководил всего два года, поскольку «это действительно уникальный шанс, и я понимал, что просто не могу его упустить».

Сын известного архитектора-постмодерниста Ханса Холляйна, Макс вырос в Вене. В интервью газете Die Zeit в 2002 году он рассказывал, что, благодаря способностям к экономике, которые были «совершенно нетипичны для моей семьи», решил объединить изучение искусства с «самыми сухими предметами». Попрактиковавшись в рекламе и журналистике, в 1992 году он прибыл на стажировку в Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке — в «правильное место в нужный момент».

До того он уже был знаком с энергичным директором музея, сторонником экспансии Томасом Кренсом — благодаря отцу, автору проекта филиала Музея Гуггенхайма в Зальцбурге, так и оставшегося на бумаге. В 1996 году Макс Холляйн становится старшим ассистентом Кренса, принимает активное участие в открытии филиалов музея в Берлине, Бильбао и Лас-Вегасе.

То, что Холляйн и трое его коллег, другие помощники Кренса Хулиан Сугасагойтиа, Минь Юнг Ким и Зельфира Трегулова, позже сами стали директорами музеев (в их числе Третьяковская галерея), свидетельствует о хорошей школе. «На них возложили огромную ответственность, — говорит Кренс. — И я поощрял их двигаться вверх по карьерной лестнице». Звездный час Холляйна наступил в 2001-м: в 31 год он получил приглашение возглавить зачахший Ширн Кунстхалле во Франкфурте.

Недовольные быстро замолкли, вспоминает заместитель директора музея Инка Дрёгмюллер, которую привел Холляйн. По ее словам, «он действительно располагал к себе людей — качеством того, что делал», привлекая престижных партнеров и организуя оригинальные, популярные выставки. В 2006 году в дополнение к Ширн Кунст­халле Холляйн в том же Франкфурте возглавил почтенный Музей Штеделя и городскую галерею «Либигхаус».

Здесь Холляйн в полной мере проявил свой дар убеждения. Более 80% бюджета Музея Штеделя ему удалось обеспечить благодаря частным пожертвованиям, хотя главные музеи страны существуют за счет государства. Франкфурт, по словам Дрёгмюллер, «отличное место для фандрайзинга», но «совершенно невероятно» было отыскать в Германии директора музея, который был бы в этом настолько искусен. 

Самая удачная кампания Холляйна началась в 2009 году. На реконструкцию и расширение Музея Штеделя потребовалось €52 млн, включая €34 млн на крыло для показа современного искусства, которое было завершено в 2012 году. После такого успеха Холляйна пригласили в ассоциацию директоров крупнейших музеев мира Bizot, которую он позднее возглавил.

Его переезд из Европы в Сан-Франциско в июне 2016-го многих удивил, отмечает Дрёгмюллер, однако Холляйн «стремился к новым высотам и не боялся их». Он стал исполнительным директором в непростой для городского художественного музея период, когда генеральная прокуратура штата вела расследование по делу о финансовых злоупотреблениях прежнего главы музея Дайан (Диди) Вилси. Холляйн привел здесь дела в порядок к концу 2017 финансового года, сумев преодолеть дефицит бюджета. Именно такое лечение сейчас и нужно Метрополитен-музею, где в 2016 году сократили почти 90 сотрудников из-за дефицита бюджета в $8 млн. Три месяца назад музей отказался от практики бесплатного входа, сохранив его только для жителей Нью-Йорка, — это решение вызвало споры, но Холляйн поддерживает его.

Метрополитен искал на пост нового главы человека с «высоким эмоциональным интеллектом», и Холляйн вполне подходит под это описание. И в Сан-Франциско, и во Франкфурте его причисляли к энергичным кураторам, которые могли сами делать художественные выставки. Впрочем, новый директор отмечает: «Я считаю себя не куратором, а художественным руководителем». Он подчеркивает свой «целостный» взгляд на Метрополитен, который «обязан быть образцом для энциклопедических музеев мира». Холляйн ратует за разнообразие, которое «должно выражаться не только в подборе кадров и составе коллекции, но и во всех аспектах деятельности; необходимо предлагать множество точек зрения на искусство, которое мы показываем, и наладить контакт с аудиторией. Успешный музей — тот, который все члены общества воспринимают как собственный». 

Материалы по теме
Просмотры: 1171
Популярные материалы
1
Виктор Шалай: «Нужно или увольняться, или менять систему»
Директор Приморского музея им. В.К.Арсеньева рассказал нам о том, зачем возит во Владивосток коллекции из глубинки, о непростых управленческих решениях, самоокупаемости культуры, а также об особенностях исторической памяти на Дальнем Востоке.
10 декабря 2018
2
Неприкрытую порнографию не оправдать формальными исследованиями
Дети и подростки не должны быть изображены как сексуальные объекты.
12 декабря 2018
3
Михаил Пиотровский: «Все равно будем делать то, что считаем важным и нужным»
Генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России считает, что культуре необходима свобода, а музеям — автономность.
11 декабря 2018
4
Выставка «История интерьера. От барокко до минимализма» открывается в «Царицыно»
На ней воссоздадут интерьеры XIX века с фарфоровыми вазами и сервизами, а также представят переживающий ренессанс минимализм 1960-х.
13 декабря 2018
5
Музейные мечты сбываются
Станет ли Москва новой музейной столицей мира к 2020 году, размышляет директор «Гаража» Антон Белов в своей колонке для The Art Newspaper Russia.
10 декабря 2018
6
Эрмитаж, Третьяковку и балет — в регионы
В трех городах начали стремительно строить культурно-образовательные комплексы. Для этого был создан фонд «Национальное культурное наследие».
10 декабря 2018
7
Новогодние каникулы в Москве: куда пойти с детьми
Научный «Арт-эксперимент» в «Гараже», «Голландский Новый год» в усадьбе Кусково и другие праздничные мероприятия, которые будут интересны всем возрастам, начиная с самых маленьких.
13 декабря 2018
8
Здесь жила Муму и бывал Тургенев
В год 200-летия знаменитого писателя открылся его свежеотреставрированный дом-музей, заполненный новой мемориальной экспозицией.
11 декабря 2018
9
Бахрушинский музей откроет постоянную экспозицию, посвященную российской эстраде
Среди долгосрочных планов — создание музея эстрады, который может быть открыт в здании нынешнего кинотеатра «Пять звезд».
12 декабря 2018
10
Безупречно организованный разгром
В галерее JART открылась выставка Сергея Шеховцова «Погром». Несмотря на провокационность замысла, скандала на вернисаже не случилось. Хотя без стрельбы и не обошлось!
12 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru