18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как попасть в Метрополитен: новая вершина Макса Холляйна

№64
Материал из газеты

Одаренный управленец и фандрайзер не побоялся возглавить теряющий популярность музей, обремененный долгами и дефицитом бюджета. Макс Холляйн, похоже, решительно настроен вернуть «Мету» былое величие

Этим летом кресло директора Художественного музея Метрополитен наконец перестанет пустовать. Через 13 месяцев после ухода Томаса Кэмпбелла десятым главой нью-йоркской институции станет Макс Холляйн.

В отличие от Кэмпбелла, бывшего куратора музейного отдела гобеленов, уроженец Австрии Холляйн — человек со стороны, но с яркими лидерскими качествами. В 48 лет, имея за плечами 17-летний опыт работы в крупных музеях Германии и США, он обошел более сотни кандидатов на эту должность со всего мира.

Самый многочисленный в истории музея попечительский совет (19 членов) созывался почти 30 раз, пока Метрополитен оправлялся после докладов о бедственном финансовом положении и недовольстве сотрудников при Кэмпбелле. Еще говорили, что перемены в иерархии отпугнут лучших кандидатов, поскольку в июне прошлого года попечительский совет назначил президента музея Дэниела Вайса CEO и новый директор теперь будет отчитываться перед ним по административным вопросам. 

Но Холляйн не боится приходить в это непростое для музея время. «Мне кажется, что перед „Мет“ всегда будет стоять ряд важных задач — из-за огромной роли, размеров, специфики этой институции», — рассуждает он в интервью The Art Newspaper. Ради новой работы Холляйн оставил Музей изящных искусств Сан-Франциско, которым руководил всего два года, поскольку «это действительно уникальный шанс, и я понимал, что просто не могу его упустить».

Сын известного архитектора-постмодерниста Ханса Холляйна, Макс вырос в Вене. В интервью газете Die Zeit в 2002 году он рассказывал, что, благодаря способностям к экономике, которые были «совершенно нетипичны для моей семьи», решил объединить изучение искусства с «самыми сухими предметами». Попрактиковавшись в рекламе и журналистике, в 1992 году он прибыл на стажировку в Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке — в «правильное место в нужный момент».

До того он уже был знаком с энергичным директором музея, сторонником экспансии Томасом Кренсом — благодаря отцу, автору проекта филиала Музея Гуггенхайма в Зальцбурге, так и оставшегося на бумаге. В 1996 году Макс Холляйн становится старшим ассистентом Кренса, принимает активное участие в открытии филиалов музея в Берлине, Бильбао и Лас-Вегасе.

То, что Холляйн и трое его коллег, другие помощники Кренса Хулиан Сугасагойтиа, Минь Юнг Ким и Зельфира Трегулова, позже сами стали директорами музеев (в их числе Третьяковская галерея), свидетельствует о хорошей школе. «На них возложили огромную ответственность, — говорит Кренс. — И я поощрял их двигаться вверх по карьерной лестнице». Звездный час Холляйна наступил в 2001-м: в 31 год он получил приглашение возглавить зачахший Ширн Кунстхалле во Франкфурте.

Недовольные быстро замолкли, вспоминает заместитель директора музея Инка Дрёгмюллер, которую привел Холляйн. По ее словам, «он действительно располагал к себе людей — качеством того, что делал», привлекая престижных партнеров и организуя оригинальные, популярные выставки. В 2006 году в дополнение к Ширн Кунст­халле Холляйн в том же Франкфурте возглавил почтенный Музей Штеделя и городскую галерею «Либигхаус».

Здесь Холляйн в полной мере проявил свой дар убеждения. Более 80% бюджета Музея Штеделя ему удалось обеспечить благодаря частным пожертвованиям, хотя главные музеи страны существуют за счет государства. Франкфурт, по словам Дрёгмюллер, «отличное место для фандрайзинга», но «совершенно невероятно» было отыскать в Германии директора музея, который был бы в этом настолько искусен. 

Самая удачная кампания Холляйна началась в 2009 году. На реконструкцию и расширение Музея Штеделя потребовалось €52 млн, включая €34 млн на крыло для показа современного искусства, которое было завершено в 2012 году. После такого успеха Холляйна пригласили в ассоциацию директоров крупнейших музеев мира Bizot, которую он позднее возглавил.

Его переезд из Европы в Сан-Франциско в июне 2016-го многих удивил, отмечает Дрёгмюллер, однако Холляйн «стремился к новым высотам и не боялся их». Он стал исполнительным директором в непростой для городского художественного музея период, когда генеральная прокуратура штата вела расследование по делу о финансовых злоупотреблениях прежнего главы музея Дайан (Диди) Вилси. Холляйн привел здесь дела в порядок к концу 2017 финансового года, сумев преодолеть дефицит бюджета. Именно такое лечение сейчас и нужно Метрополитен-музею, где в 2016 году сократили почти 90 сотрудников из-за дефицита бюджета в $8 млн. Три месяца назад музей отказался от практики бесплатного входа, сохранив его только для жителей Нью-Йорка, — это решение вызвало споры, но Холляйн поддерживает его.

Метрополитен искал на пост нового главы человека с «высоким эмоциональным интеллектом», и Холляйн вполне подходит под это описание. И в Сан-Франциско, и во Франкфурте его причисляли к энергичным кураторам, которые могли сами делать художественные выставки. Впрочем, новый директор отмечает: «Я считаю себя не куратором, а художественным руководителем». Он подчеркивает свой «целостный» взгляд на Метрополитен, который «обязан быть образцом для энциклопедических музеев мира». Холляйн ратует за разнообразие, которое «должно выражаться не только в подборе кадров и составе коллекции, но и во всех аспектах деятельности; необходимо предлагать множество точек зрения на искусство, которое мы показываем, и наладить контакт с аудиторией. Успешный музей — тот, который все члены общества воспринимают как собственный». 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+