С 2007 по 2014 год в одних только Соединенных Штатах на расширение музеев было направлено почти $5 млрд. По подсчетам The Art Newspaper, несмотря на продолжительную глобальную рецессию, за этот период 75 музеев вложили в свое развитие в общей сложности $8,9 млрд. В 2016-м бум в музейной сфере продолжился: в течение года открылся целый ряд крупных площадок — впервые или после реконструкции.
В мае после трехлетнего перерыва начал работу в новом белоснежном ребристом здании стоимостью $305 млн, спроектированном норвежской фирмой Snøhetta, Музей современного искусства Сан-Франциско (SFMoMA). Теперь это самый большой в США музей современного искусства: общая площадь его выставочного пространства составляет 15,8 тыс. кв. м.
В сентябре в центре американской столицы рядом с монументом Джорджу Вашингтону открылся построенный по проекту Дэвида Аджайе Национальный музей афроамериканской истории и культуры. Его строительство обошлось в $540 млн; музей входит в состав Смитсоновского института.
Одним из фаворитов публики в этом году — по крайней мере с точки зрения архитектуры — стало возведенное в 1966 году здание Музея американского искусства Уитни Марселя Бройера. После заботливой реставрации в нем расположился филиал Метрополитен-музея — Met Breuer (Метрополитен-Бройер). Как отмечали многие наблюдатели, новые обитатели перевернутого зиккурата из бетона и гранита заботятся о нем как о произведении искусства.
Несмотря на то что ряд экспертов задается вопросом, не замедлит ли «усталость меценатов» бум музейного строительства, продолжающееся масштабное расширение нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA) и Художественного музея округа Лос-Анджелес дает основание полагать, что эта тенденция сохранится и в 2020-е, по меньшей мере в сегменте крупных музеев.
В Европе центральным событием года, без сомнения, стало открытие пространства Суитч-Хаус (Switch House) лондонской галереи Тейт Модерн. Это 11-этажное здание стоимостью £260 млн, наружная поверхность которого облицована кирпичом, а внутренняя по большей части покрыта необработанным цементом, спроектировало бюро Herzog & de Meuron, и их работа вызвала единодушное одобрение критиков. Куда более неоднозначными были рецензии на экспозицию внутри него, где представлено расширение коллекции Тейт за счет таких регионов, как Африка и Южная Америка, которыми до недавнего времени музеи современного искусства в целом пренебрегали.
Тейт — мировой лидер в деле переосмысления канонической истории искусства, и в 2016 году это стало предельно очевидно. Назначив директором Тейт Модерн Фрэнсис Моррис, которая раньше отвечала за коллекцию зарубежного искусства, музей показал, что в дальнейшем сосредоточит свои усилия на приобретении и демонстрации произведений искусства, а не на строительстве зданий.
MoMA также продолжает последовательно работать над тем, чтобы история искусства в той интерпретации, которую он предлагает своим посетителям, не ограничивалась Европой и Северной Америкой. «Сохранять узость взгляда сегодня уже недопустимо, нужно учитывать все разнообразные пути, которыми движется современное искусство», — говорит его директор Гленн Лоури.
Не затих в 2016 году и бум частных музеев. Лос-анджелесский Музей Брод и музей Фонда Louis Vuitton в Париже пользовались не меньшей популярностью, чем многие крупные государственные музеи. В сентябре Музей Брод объявил, что за первый год работы его посетило 820 тыс. человек, а в Фонде Louis Vuitton, который в дебютный год привлек 1,2 млн зрителей, сейчас идет пользующаяся огромным успехом выставка коллекции Сергея Щукина. http://www.theartnewspaper.ru/posts/3597/
Между тем в Америке частные музеи (в особенности не такие публичные, как Музей Брод) вызывают интерес не только публики, но и властей. Обеспокоенность возможностью злоупотребления щедрыми налоговыми льготами заставила Финансовый комитет Сената США направить в 11 основанных частными коллекционерами музеев официальный запрос http://www.theartnewspaper.ru/posts/3248/ о порядке и условиях их посещения (некоторые институции требуют предварительного бронирования или работают всего 20 часов в неделю).
Впрочем, художницы и активистки The Guerrilla Girls, которые уже много лет привлекают внимание к царящему в музейном мире неравенству, http://www.theartnewspaper.ru/posts/2442/ уверены, что бум частных музеев —«жутковатая тенденция». «О чем нам расскажет самое дорогое искусство и искусство, которое отбирает небольшая однородная группа людей? История искусства и хроника нашей культуры должны быть богаче и разнообразнее», — уверены активистки.