2016-й в музеях Америки и Европы: строительный бум и самые громкие открытия

Весь год открывались новые музеи, расширительно трактующие историю искусства, а также экспериментирующие с архитектурой и налоговыми льготами

Новый музей Метрополитен-Бройер занял отреставрированное здание Музея Уитни в Нью-Йорке. Courtesy of Springfield Museum
Новый музей Метрополитен-Бройер занял отреставрированное здание Музея Уитни в Нью-Йорке. Courtesy of Springfield Museum

С 2007 по 2014 год в одних только Соединенных Штатах на расширение музеев было направлено почти $5 млрд. По подсчетам The Art Newspaper, несмотря на продолжительную глобальную рецессию, за этот период 75 музеев вложили в свое развитие в общей сложности $8,9 млрд. В 2016-м бум в музейной сфере продолжился: в течение года открылся целый ряд крупных площадок — впервые или после реконструкции.

В мае после трехлетнего перерыва начал работу в новом белоснежном ребристом здании стоимостью $305 млн, спроектированном норвежской фирмой Snøhetta, Музей современного искусства Сан-Франциско (SFMoMA). Теперь это самый большой в США музей современного искусства: общая площадь его выставочного пространства составляет 15,8 тыс. кв. м.

В сентябре в центре американской столицы рядом с монументом Джорджу Вашингтону открылся построенный по проекту Дэвида Аджайе Национальный музей афроамериканской истории и культуры. Его строительство обошлось в $540 млн; музей входит в состав Смитсоновского института.

Новое здание музея Тейт Модерн в Лондоне © Hayes Davidson and Herzog & de Meuro
Новое здание музея Тейт Модерн в Лондоне © Hayes Davidson and Herzog & de Meuro

Одним из фаворитов публики в этом году — по крайней мере с точки зрения архитектуры — стало возведенное в 1966 году здание Музея американского искусства Уитни Марселя Бройера. После заботливой реставрации в нем расположился филиал Метрополитен-музея — Met Breuer (Метрополитен-Бройер). Как отмечали многие наблюдатели, новые обитатели перевернутого зиккурата из бетона и гранита заботятся о нем как о произведении искусства.

Несмотря на то что ряд экспертов задается вопросом, не замедлит ли «усталость меценатов» бум музейного строительства, продолжающееся масштабное расширение нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA) и Художественного музея округа Лос-Анджелес дает основание полагать, что эта тенденция сохранится и в 2020-е, по меньшей мере в сегменте крупных музеев.

В Европе центральным событием года, без сомнения, стало открытие пространства Суитч-Хаус (Switch House) лондонской галереи Тейт Модерн. Это 11-этажное здание стоимостью £260 млн, наружная поверхность которого облицована кирпичом, а внутренняя по большей части покрыта необработанным цементом, спроектировало бюро Herzog & de Meuron, и их работа вызвала единодушное одобрение критиков. Куда более неоднозначными были рецензии на экспозицию внутри него, где представлено расширение коллекции Тейт за счет таких регионов, как Африка и Южная Америка, которыми до недавнего времени музеи современного искусства в целом пренебрегали.

Тейт — мировой лидер в деле переосмысления канонической истории искусства, и в 2016 году это стало предельно очевидно. Назначив директором Тейт Модерн Фрэнсис Моррис, которая раньше отвечала за коллекцию зарубежного искусства, музей показал, что в дальнейшем сосредоточит свои усилия на приобретении и демонстрации произведений искусства, а не на строительстве зданий.

Национальный музей афроамериканской истории и культуры в Вашингтоне. Photo credit: Michael Barnes, Smithsonian Institutio
Национальный музей афроамериканской истории и культуры в Вашингтоне. Photo credit: Michael Barnes, Smithsonian Institutio

MoMA также продолжает последовательно работать над тем, чтобы история искусства в той интерпретации, которую он предлагает своим посетителям, не ограничивалась Европой и Северной Америкой. «Сохранять узость взгляда сегодня уже недопустимо, нужно учитывать все разнообразные пути, которыми движется современное искусство», — говорит его директор Гленн Лоури.

Не затих в 2016 году и бум частных музеев. Лос-анджелесский Музей Брод и музей Фонда Louis Vuitton в Париже пользовались не меньшей популярностью, чем многие крупные государственные музеи. В сентябре Музей Брод объявил, что за первый год работы его посетило 820 тыс. человек, а в Фонде Louis Vuitton, который в дебютный год привлек 1,2 млн зрителей, сейчас идет пользующаяся огромным успехом выставка коллекции Сергея Щукина. http://www.theartnewspaper.ru/posts/3597/

Между тем в Америке частные музеи (в особенности не такие публичные, как Музей Брод) вызывают интерес не только публики, но и властей. Обеспокоенность возможностью злоупотребления щедрыми налоговыми льготами заставила Финансовый комитет Сената США направить в 11 основанных частными коллекционерами музеев официальный запрос http://www.theartnewspaper.ru/posts/3248/ о порядке и условиях их посещения (некоторые институции требуют предварительного бронирования или работают всего 20 часов в неделю).

Впрочем, художницы и активистки The Guerrilla Girls, которые уже много лет привлекают внимание к царящему в музейном мире неравенству, http://www.theartnewspaper.ru/posts/2442/ уверены, что бум частных музеев —«жутковатая тенденция». «О чем нам расскажет самое дорогое искусство и искусство, которое отбирает небольшая однородная группа людей? История искусства и хроника нашей культуры должны быть богаче и разнообразнее», — уверены активистки.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+