18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Подарочное издание: Музей театрального и музыкального искусства празднует 100-летие

В Шереметевском дворце открылась выставка «100 + 10», включающая новые приобретения и дары музею за последние десять лет. Среди подарков — графика Гончаровой и Ларионова, костюмы от Кардена и редкие глиняные свистульки

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства отмечает двойной юбилей — 100-летие основания и 110-летие коллекции, начало которой положено «Первой русской театральной выставкой» 1908 года (на ней демонстрировались предметы из собраний знаменитых петербургских актеров Марии Савиной и Ивана Горбунова, коллекционеров Алексея Бахрушина, Левкия Жевержеева и Валериана Светлова, часть ее экспонатов вошла в музейную коллекцию). Нестандартность названия юбилейной выставки оценил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. «Столетия за прошлый год нам всем уже надоели: 100 лет того, 100 лет сего… А „100 + 10“ — это очень тонко и изящно», — заметил он на открытии.

Среди новых поступлений — перчаточные куклы, с которыми концертные бригады во время Великой Отечественной войны гастролировали по госпиталям, архивы Сержа Лифаря и балерины Илларии Ладре, старинные музыкальные инструменты, костюмы, созданные Пьером Карденом для Майи Плисецкой, и даже коллекция из 322 керамических свистулек всех времен и народов — вписать ее в экспозицию дизайнерам было особенно непросто. Михаил Барышников подарил музею берет Рудольфа Нуреева и 39 рисунков Сергея Судейкина — эскизы костюмов к опере «Сорочинская ярмарка», поставленной в Метрополитен-опера в 1930 году. Пожалуй, самое ценное из поступлений — уникальная коллекция театральной графики, более 800 листов, Нины и Никиты Лобановых-Ростовских, выкупленная у владельцев и подаренная музею фондом «Константиновский». Недавно к ней добавились еще 62 работы — личный дар Нины Лобановой-Ростовской. Этому собранию на выставке отведен целый зал, правда не такой большой, как тот, где представлены костюмы Плисецкой.

Соединить весь этот довольно разнородный материал в гармоничное целое и вписать его в исторические интерьеры Шереметевского дворца на набережной Фонтанки поручили немецким дизайнерам Уве Брюкнеру и Ульрике Шлемм. Для решения этой задачи потребовались изобретательность и, что немаловажно, озарение — на открытии Брюкнер признался, что идея экспозиции пришла к нему во сне. К вопросу дизайнеры подошли тактично. Разным жанрам — фотографии, живописи, графике, костюму — отведено отдельное пространство, зал или часть зала. Резкой границы между постоянной экспозицией и выставкой нет, а маршрут посетителя обозначен тонкой синей линией на полу. Даже со свистульками удалось справиться: из них сделали свисающую с потолка конструкцию — мобиль.

Самое спорное решение, пожалуй, выбрано для коллекции Лобановых-Ростовских. Чтобы уместить на стенах побольше графики, дизайнеры прибегли к ковровой развеске — работы висят в четыре-пять рядов от пола до потолка. В итоге зрителям, желающим во всех деталях рассмотреть графические шаржи Михаила Ларионова, портрет Анны Павловой работы Василия Шухаева, эскизы костюмов и декораций Льва Бакста, Александра Бенуа, Наталии Гончаровой, Эль Лисицкого, Марка Шагала и других, лучше запастись биноклем. Разумеется, театральным!

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
100 + 10
До 23 января 2019 года

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+