В Пушкинском музее покажут «„Парижские вечера“ баронессы Эттинген»

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

Центральной темой выставки станет знаменитый салон — одна из ключевых точек на художественной карте Парижа начала XX века, место встреч новаторов в искусстве — художников, литераторов, критиков и музыкантов

Фернан Леже. «Композиция». 1918. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Фернан Леже. «Композиция». 1918.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В начале ХХ века в апартаментах на бульваре Распай встречались литераторы и художники, стены украшали картины, которым сегодня позавидовал бы любой мировой музей, издавался даже журнал. И за всем этим стояла хозяйка салона — баронесса Элен Эттинген, биография которой соткана из мифов. По одному из них, ее отцом был император Франц-Иосиф (на самом деле — польский дворянин Франц Миончинский). А титул и звучную фамилию Элен получила от недолгого брака с офицером царской армии бароном Отто фон Эттингеном. Последующие ее романы составляли причудливые многоугольники. Итальянский художник Арденго Соффичи, тоже павший жертвой чар баронессы, писал, что «это была одна из губительных женщин породы героинь поэм Пушкина и Лермонтова или из романов Достоевского». Элен приехала в Париж в 1903 году. Там уже жил ее двоюродный брат художник Сергей Ястребцов, взявший псевдоним Серж Фера. Пока не грянула революция, стабильный доход в Российской империи не только обеспечивал обоим безбедную жизнь, но и давал возможность меценатствовать. 

Одними из первых они разглядели талант Анри Руссо, поддерживали в начале пути Амедео Модильяни, Леонара Фужиту, Осипа Цадкина и Хаима Сутина. Выкупили права на издание журнала Les soirées de Paris («Парижские вечера») и подарили своему другу Гийому Аполлинеру, который превратил его в рупор авангарда, настолько влиятельный, что коллекционеры, как Сергей Щукин, спешили купить опубликованные в нем работы. Был вхож в их круг и Пабло Пикассо, увлекший Сержа кубизмом, а баронесса давала испанцу уроки русского языка, после чего на его картинах появились русские буквы.

Вокруг жизни этой удивительной пары и построена выставка, собранная из европейских и российских частных коллекций и музеев. В отсутствие прямых наследников архив и  коллекция Элен и Сержа достались семье Руссо (не художника), глава которой работал с Фера в 1930-е годы, и  нынешний его хранитель Альбан Руссо тоже дает работы из нее для выставки. Из Музея Оранжери в Париже едет «Свадьба» Анри Руссо. Городской музей Хельсинки шлет портрет возлюбленного баронессы Леопольда Сюрважа кисти Модильяни. Из Центра Помпиду и Музея современного искусства города Парижа прибывают работы Александра Архипенко, Сони Делоне, Фернана Леже и Франсиса Пикабиа. 

Рисунки поэтов, подушки и ширмы, эскизы костюмов, которыми промышляла Эттинген, поздние работы Фера дополняют картину. Куратор выставки Алексей Петухов обещает и образовательную программу к выставке, а также первый в музее модный показ аутентичных и реконструированных платьев с 1900-х годов (Элен была еще и законодательницей мод).

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Парижские вечера баронессы Эттинген
25 сентября – 13 января 2019

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+