18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

РОСИЗО — ГЦСИ лишился обещанного здания на Ходынке

Победивший в международном конкурсе проект ирландского бюро Heneghan Peng стоимостью 16 млрд руб. реализован в Москве не будет

Проект здания ГЦСИ на Ходынском поле. Фото: NCCA/Pheneghan Peng Architect
Проект здания ГЦСИ на Ходынском поле.
Фото: NCCA/Pheneghan Peng Architect

Площадка на Ходынке, где 4 ноября 2014 года года мэр Москвы Сергей Собянин и министр культуры Владимир Мединский заложили камень в основание будущего здания Государственного центра современного искусства, передана под парк «Ходынское поле». Об этом The Art Newspaper Russia сообщил глава РОСИЗО — ГЦСИ Сергей Перов. 

«Стоимость реализации проекта была 16 млрд руб., и таких денег в бюджете не нашлось. Москва обратилась в Министерство культуры с просьбой отдать этот участок под парк. Министерство культуры согласилось, участок из федеральной собственности был переведен в московскую, а правительство Москвы рассматривает встречный размен — предоставить в центральной части города выставочные пространства», — рассказал он. 

По его словам, сейчас рассматривается несколько вариантов такого обмена. «Нам многое не нравится, потому что мы понимаем, какого уровня должно быть пространство, какая там должна быть транспортная доступность и коммуникации. Все уже привыкли к высоким стандартам», — сказал Перов.

Проект здания ГЦСИ на Ходынском поле. Фото: NCCA/Pheneghan Peng Architect
Проект здания ГЦСИ на Ходынском поле.
Фото: NCCA/Pheneghan Peng Architect

Таким образом, в деле о многострадальном проекте нового здания для ГЦСИ, которое сначала собирались расширять на Зоологической, потом перенесли на Бауманскую и впоследствии на Ходынку, можно ставить точку. Не спасли центр ни международный конкурс (в котором победило ирландское архитектурное бюро Heneghan Peng Architects, автор проектов олимпийских построек в Лондоне и Большого Египетского музея в Гизе), ни обещание государства финансировать проект.

Упоминание проекта исчезло и из стратегии развития РОСИЗО — ГЦСИ, образовавшегося после слияния в единую структуру Государственного центра современного искусства и музейно-выставочного центра «РОСИЗО» в мае 2016 года. Стратегия была представлена на совещании в Минкультуры, на котором глава ведомства Владимир Мединский и руководство профильного департамента посоветовали Сергею Перову разобраться с имущественным комплексом организации. Речь, в частности, шла о филиалах — например, в Самаре, где конструктивистская фабрика-кухня 1932 года, которую РОСИЗО — ГЦСИ уже начал реставрировать для себя, передается Третьяковской галерее. Или в Тобольске: на реконструкцию складов Горохова, имеющих статус памятника архитектуры, по предварительным оценкам, требуется не менее 1 млрд руб. Совершенно очевидно, что бюджетные средства в этом объеме выделены не будут. 

Проект здания ГЦСИ на Ходынском поле. Фото: NCCA/Pheneghan Peng Architect
Проект здания ГЦСИ на Ходынском поле.
Фото: NCCA/Pheneghan Peng Architect

В Минкультуры обещали изучить вопрос и с новым строительством рядом со зданием ГЦСИ на Зоологической улице. Инвестор уже найден; он рассчитывает возвести там бизнес-центр, часть площадей в котором отойдет культурной институции. Уже известно, что на время реконструкции из расположенного рядом с ГЦСИ аварийного дома Поленова переедут творческие студии — для них арендуется особняк в Саду имени Баумана. 

«Таким образом за инвестиционные средства РОСИЗО — ГЦСИ получает арт-кластер», — резюмировал Перов на совещании в Минкультуры. Возглавляемая им институция уже получила принадлежавший реорганизованной Международной конфедерации Союзов художников объект в Подольске, планирует занять Центральный дом работников искусства на Пушечной улице и занимается развитием помещений на Люблинской улице в Москве. Пространство, по словам Перова, можно было бы использовать совместно с Государственным историческим музеем, где тот мог бы устроить открытое хранение.

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+