18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Великая иллюзия Яёи Кусамы

Фильм «Кусама: бесконечные миры» выходит в прокат в Центре документального кино при поддержке музея «Гараж». В фильме прослеживается почти 90 лет жизни одной из самых эксцентричных фигур искусства ХХ века

Кино вышло очень своевременно — в современном обществе на повестке феминизм, сексизм, расизм, психологические травмы и психические заболевания. Рассказ Кусамы о себе мог бы стать частью популярного флешмоба: тяжелые отношения с матерью, которая запрещала рисовать и заставляла шпионить за изменяющим отцом, галлюцинации, работа на военном заводе в 13 лет, платоническая связь с художником Джозефом Корнеллом, депрессия, отчуждение, попытки самоубийства. Со всем этим багажом в 1977 году Кусама приняла спасительное для нее решение жить в психиатрической лечебнице и продолжать работать в мастерской по соседству.

Яёи Кусама интересна режиссеру Хезер Ленц, конечно, не только как художник, но и как символ — женщина, которая с детства боролась за мечту быть художницей и в конце концов добилась успеха, вписав себя в историю искусства.

В конце 1950-х годов появление художницы из Японии с большими амбициями и в кимоно даже для Нью-Йорка было довольно экзотично. Кусаму стали замечать, выставлять на групповых выставках вместе с Дональдом Джаддом, Джеймсом Розенквистом и Энди Уорхолом. Помимо живописи точек и «сетей бесконечности», созвучных абстрактному экспрессионизму, Кусама в начале 1960-х делала инсталляции с предметами, покрытыми тканевыми фаллическими «отростками». Для выставки в одной из галерей Кусама поставила в центре комнаты лодку, а пол и стены обклеила ее же размноженной фотографией. Энди Уорхол был в восторге от инсталляции («Вау, Яёи, это фантастика, мне так нравится!») и вскоре на своей выставке покрыл стены репродуцированными изображениями коровы. Кусаму это очень расстроило. Клас Ольденбург работал в технике папье-маше, а после знакомства с Яёи «неожиданно» начал делать мягкие скульптуры. Кусама была снова неприятно удивлена (на вернисаже к ней подошла жена Ольденбурга со словами: «Прости, Яёи»).

Нью-йоркский художественный истеблишмент смотрел на японскую художницу с интересом и любопытством, но встать в один ряд с белыми американскими мужчинами, доминировавшими на арт-сцене, Кусаме все же не удавалось. В 1966 году она поехала в Европу, на Венецианскую биеннале, чтобы выставить свою работу «Сад нарциссизма», — разложила на лужайке перед итальянским павильоном 1500 зеркальных шаров и поставила табличку «Нарциссизм на продажу / 2 доллара». Руководство биеннале, конечно, продавать нарциссизм запретило, а Кусама в ответ устроила перформанс с переодеванием. Через почти 30 лет, в 1993 году, Кусама вернется в Венецию уже официально, с персональной выставкой в павильоне Японии, после которой ее статус уже невозможно будет оспорить.

В июне 2015 года музей «Гараж» открылся в Парке Горького первой персональной выставкой художницы в России, и социальные сети наполнились фотографиями инсталляции «Бесконечная зеркальная комната — души в миллионах световых лет от нас». Когда художница впервые сделала зеркальное пространство на выставке в Нью-Йорке в середине 1960-х, никакого Instagram еще не было, но «инстаграмное искусство» Кусама уже придумала. Сегодня люди готовы час простоять в очереди, чтобы на несколько минут оказаться в иллюзорном космосе и испытать психоделический опыт. И конечно, сделать эффектное селфи, нескончаемо репродуцируя вселенную Яёи и оставляя ее следы по Всемирной сети.

Кусама честно признается, что она хочет жить вечно. Судя по тому, с какой одержимостью посетители выставок по всему миру постят фотографии с хештегом #kusama, в будущее ее уже точно взяли.

Фильм «Кусама: бесконечные миры» в прокате с 13 сентября в 15 городах в России. Посмотреть его можно также на фестивале фильмов об искусстве The Art Newspaper Russia FILM FESTIVAL, который пройдет с 17 по 23 сентября. Билеты и расписание — http://www.theartnewspaper.ru/film-fest-2018/

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+