18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сходить с ума можно и по-умному

По итогам 2014 года Яёи Кусама названа самым популярным художником в мире

Весенний рейтинг самых популярных мировых музеев и выставок 2014 года, составленный нашими коллегами из английской The Art Newspaper, произвел небольшую сенсацию. Оказалось, что больше всего зрителей — под 2 млн человек — посетили бразильскую ретроспективу 86-летней японской художницы Яёи Кусамы.

Выставка под названием «Бесконечная одержимость» (Yayoi Kusama: Infinite Obsession) прошла в трех залах крупнейших бразильских городов: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и столицы страны Бразилиа — под эгидой Банка Бразилии, заняв второе, третье и четвертое место во всемирном рейтинге выставок актуального искусства.

Это важное обстоятельство, поскольку экспозиция, подготовленная кураторами культурного центра крупнейшего бразильского банка, заняла ведущие строчки рейтингов и в других категориях. Например, в фотографической или в «тематической» (блокбастеры, заточенные под одну большую тему), а также в рейтинге ретроспектив художников-модернистов.

Бразилия переживает настоящий выставочный бум с какой-то зашкаливающей посещаемостью. Вот и успех Яёи Кусамы — это не совсем ее персональный успех, популярность «Бесконечной одержимости», состоящей из громадных инсталляций, украшенных рисунком в горошек и зеркалами, — часть бразильского культурного феномена, идущего, как считают комментаторы, уже на убыль из-за всепроникающего экономического кризиса.

Хотя, конечно, одной Бразилией дело не ограничивается. Сейчас ретроспектива Яёи Кусамы, с 1977 года добровольно проживающей в токийской психиатрической лечебнице, развернута на Тайване, а затем переместится в Нью-Дели. Наши коллеги из The Art Newspaper называют яркий, люминесцентный стиль художницы рецидивом поп-арта, играющего языками масскульта и оттого понятного в любой стране. Именно поэтому The Art Newspaper назначает «чувственные хеппенинги» Яёи Кусамы «эмблемой глобализации», тогда как журналисты газеты Guardian выводят причины успеха японской попартистки из ее последовательно феминистских установок.

Но, несмотря на головокружительную популярность во всем мире выставок Яёи Кусамы, «обзор персональных выставок последних шести лет в американских галереях показывает: 73% всех экспонированных в США художников — мужчины», констатирует Алекс Нидхем из Guardian. Так, у Энди Уорхола, Элсуорта Келли и Джаспера Джонса за отчетную шестилетку прошло по семь выставок. Среди художников-женщин чемпионом по количеству выставок в Штатах является Кара Уокер, работы которой за то же самое время выставляли лишь четырежды.

Алекс Нидхем вспоминает успех «В присутствии художника», ретроспективы Марины Абрамович в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) в 2010 году (вариант этого проекта Московский музей современного искусства «Гараж» показал в 2011-м). Именно она заняла вторую строчку в рейтинге посещаемости американских выставок современных художников за последнее шестилетие: 7120 посетителей приходили в МоМА каждый день, в том числе для того, чтобы посмотреть, как молчащая Абрамович сидит в центре одной из своих псевдонаучных инсталляций.

Единственный, кто смог обогнать Марину Абрамович по популярности, — скульптор Ричард Серра, монументальные работы которого привлекали в 2007 году на выставку в MoMA по 8585 посетителей в день.

Вызов расхожему мнению, что только знаменитости привлекают толпы зрителей, бросила швейцарская художница Пипилотти Рист, чья персональная выставка стала четвертой по популярности в этот же шестилетний период. Посмотреть на ее инсталляции в MoMA, в котором, между прочим, состоялось 17 из 20 самых популярных в Америке выставок последних шести лет, приходило по 6186 посетителей в день. Москвичи могли ознакомиться с видеороликами Пипилотти Рист, например, во время II Московской международной биеннале современного искусства (2007), когда в московском Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева было представлено сразу несколько ее видеоинсталляций на выставке «Пей мой океан».

Правда, данные о количестве посетителей, пришедших на Марину Абрамович и Пипилотти Рист в Москве, к сожалению, отсутствуют. Но, может быть, ситуация изменится, если к нам привезут Яёи Кусаму в смирительной рубашке, разукрашенной веселеньким горошком?

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+