18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Красивые и современные

Самые посещаемые мировые выставки 2014 года, посвященные актуальному и декоративно-прикладному искусству, а также архитектуре и дизайну по версии газеты The Art Newspaper.

Коллеги из английской версии нашей газеты подготовили серию рейтингов самых посещаемых выставок прошлого года. Топ-лист охватывает экспозиции по всему свету. На прошлой неделе мы рассказали о самых популярных выставочных проектах, посвященных тематическим показам, фотографическим выставкам и ретроспективам художников-модернистов. Теперь подошла очередь трех следующих категорий.

Актуальное искусство

1. Здесь, как и в топах фотографических и тематических выставок, лидируют проекты Культурного центра Банка Бразилии. Вот и его выставку «Голова. Мильтон Мачадо» (Head: Milton Machado) в Рио-де-Жанейро посмотрело 447799 человек при среднестатистической посещаемости в 9470 зрителей в день. Ретроспектива 45-летней карьеры бразильца Мильтона Мачадо объединила более 100 рисунков, картин, фотографий, видеоработ и скульптур, созданных между 1969 и 2014 годом, многие из которых никогда показывали на родине художника.

2–4. «Бесконечная одержимость» (Yayoi Kusama: Infinite Obsession), посвященная творчеству японской художницы Яёи Кусамы,еще одна популярная выставка, прошедшая в Бразилии, она заняла эту и две последующие строчки рейтинга. В Сан-Паулу выставка собрала более полумиллиона посетителей (522136 при ежедневном трафике в 8936 человек), а после того, как яркая и броская «Бесконечная одержимость» переехала в Рио-де-Жанейро, ее посмотрело еще больше народа (754565 человек при средней цифре 8702 посетителя в день). Затем состоялось третье явление «Бесконечной одержимости», в столице Бразилии городе Бразилиа, где выставку посмотрело 471730 человек при ежедневной посещаемости в 7957 зрителей. Феномен самого популярного в мире актуального художника (именно таковой Яёи Кусама, добровольно живущая в психиатрической лечебнице вот уже много лет, признана нашими коллегами из The Art Newspaper, пораженными результатами собственных исследований) нуждается в дополнительном изучении, в обстоятельствах которого мы обещаем разобраться.

5. Тино Сегал, художник-иконокласт, победитель прошлой Венецианской биеннале, удостоенный Золотого льва 2013 года, показал свои странные, практически неуловимые новые работы (которые категорически не разрешается фиксировать кому бы то ни было) в Рио-де-Жанейро в январе — марте 2014-го, чтобы в следующем, то есть 2015-м, переехать со своей ретроспективой в центровой Стеделейк-музей. Именно этот амстердамский музей объявил нынешний год годом Тино Сегала. Но бразильцы и на этот раз опередили всех. С помощью Культурного центра Банка Бразилии (оле-е-е-оле-оле-оле!) выставку Тино Сегала «Эти ассоциации» (These Associations) запретили фотографировать 255427 посетителям, притом что ежедневно этот запрет исполняло 7239 человек.

6. Вторую половину топа самых посещаемых выставок современных художников открывает «Десять тысяч волн» (Ten Thousand Waves) Айзека Джулиена — видеоинсталляция 2010 года, проецируемая на девять движущихся двухсторонних экранов, которую показывали в нью-йоркском Музее современного искусства. Она собрала 485832 зрителя (каждый день на пространственную видеокомпозицию приходило посмотреть 5853 посетителя).

7. «Предчувствие» (Premonition), выставка актуального украинского искусства, состоялась в лондонской галерее Чарльза Саатчи в октябре — ноябре прошлого года. На политически заряженные художественные искания наших братских соседей каждый день приходило посмотреть 5498 человек, чтобы собрать в итоге 137438 посещений.

8. Выставка «Второй этаж: частные апартаменты мадмуазель Шанель» (Second floor: The private apartment of mademoiselle Chanel) художницы, актрисы, сценаристки и режиссера Сэм Тейлор-Джонсон, недавно снявшей самый скандально известный фильм прошлого года «50 оттенков серого», предшествовала в лондонской галерее Saatchi по времени украинской выставке, стоящей на предыдущей позиции. Большой успех этой, пожалуй, самой раскрученной английской галереи в проекте, включающем 34 фотографии частных владений легендарной французской кутюрье, ежедневно разделяло 5062 посетителя. Общая цифра в 116426 человек говорит о некотором приоритете политически озабоченных художников над чистым эстетством.

9. «The Times Newseum. Раскрытие архивов» (The Times Newseum: the Archive Uncovered) — третий популярный проект галереи Saatchi в Лондоне. Эта выставка, посвященная «производству новостей» (даже сайт проекта оформлен как газета) с позапрошлых времен, смогла заинтересовать 4911 человек в день и 58932 за все время своей работы.

10. Ретроспектива Рона Мьюека (Ron Mueck), британского скульптора австралийского происхождения, специализирующегося на гиперреалистических изображениях, прошла в Музее современного искусства Рио-де-Жанейро с итогом в 298848 зрителей. В день на странных силиконовых уродцев Мьюека приходило посмотреть 4865 человек.

Декоративно-прикладное искусство

1. На первое место в этом рейтинге вышла «Индия. Драгоценности, покорившие мир», выставка, проходившая в Музеях Московского Кремля весной и летом прошлого года. Большой интернациональный проект, собравший артефакты из государственных и частных коллекций многих стран, увидело полмиллиона туристов и жителей российской столицы. Каждый день экспозицию в выставочном зале Успенской звонницы и в Одностопной палате Патриаршего дворца рассматривало 5443 человека.

2. А на платья и костюмы легендарного кутюрье ХХ века Чарльза Джеймса (1906–1978) на выставке «Больше чем мода» (Charles James: Beyond Fashion), подготовленной Институтом костюма для Метрополитен-музея в Нью-Йорке, ежедневно приходило посмотреть 5319 человек. Всего эту эффектную экспозицию посетило 505307 ценителей прекрасного, что даже больше, чем у предыдущей выставки рейтинга. Однако расчет позиций в топе ведется не по общей посещаемости, но по ежедневной, поскольку в рейтинг попадают выставки самой разной продолжительности.

3. «Порождая красоту, соблюдая технологии» (Engendering Beauty, Preserving) в Токийском национальном музее — выставка, собравшая артефакты, выполненные современными мастерами в традиционных техниках, показываемых на фоне старинных вещей, шла чуть больше месяца (с 15 января по 23 февраля 2014 года), успев, однако, стать интернациональным блокбастером, ежедневно собирая по 3281 зрителю, что в конечном счете вылилось в 112960 посетителей.

4. Работы Петера Карла Фаберже (1846–1920) из собраний Музеев Московского Кремля и московского же Минералогического музея им. А.Е.Ферсмана показывали на выставке «Мир Фаберже» (The World of Fabergé) в венском Музее истории искусства, приуроченной к 90-летию установления дипломатических отношений между Австрией и СССР. Каждый день на изделия петергофской и екатеринбургской мануфактур Фаберже приходило посмотреть 2983 человека, собрав итоговую цифру в 236532 посещения.

5. Современный парижский ювелир, работающий под именем Джар (JAR), показал более 400 своих сложносочиненных украшений на выставке «Драгоценности Джара» (Jewels by JAR) в нью-йоркском Метрополитен-музее. На броши в виде бабочек и цветов каждый день приходило полюбоваться 2404 человека, а всего за время работы выставки — 257243 посетителя.

6. В Канаде тоже любят ювелирные изделия и прочие милые вещицы фирмы Фаберже. На выставку «Легендарный Фаберже: царские драгоценности» (Fabuleux Fabergé) в Монреальском музее изящных искусств ежедневно приходило 1657 зрителей. Об общем их количестве — 162121 человек — сообщает не только хит-парад, опубликованный в The Art Newspaper, но и благодарность всем посетителям, оставленная администрацией музея на своем сайте.

7. «Оплетенная планета» (Interwoven Globe) в Метрополитен-музее рассказывала историю мировых текстильных традиций с 1500 по 1800 год. Эту специфическую, но весьма красиво устроенную выставку посетило 180322 человека,  или 1654 посетителя ежедневно.

8. На выставке «Одеваться, чтобы производить впечатление» (Dressed to Impress) в Британском музее показывали классические японские мужские одеяния и нэцке, чтобы привлечь внимание 93162 посетителей. Ежедневно на странности японского костюма приходило взглянуть 1553 человека.

9. Художественный музей Гонконга попал в рейтинг выставок декоративно-прикладного искусства с проектом «Китайское искусство династий Мин и Цин в Гонконге» (Ming and Qing Chinese Arts Hong Kong) — 1546 посетителей в день. Всего же на шедевры и артефакты XIV — начала ХХ века пришло посмотреть 245518 человек.

10. Японская ретроспектива современных драгоценностей работы Хашимото Канши (род. 1926) закрывает десятку самых популярных выставок в этой категории. «Кольца из коллекции Хашимото» (The Rings from the Hashimoto Collection), показанные в токийском Национальном музее западного искусства во второй половине прошлого года, смогло оценить 88133 человека, то есть 1465 зрителей ежедневно.

Архитектура и дизайн

1. «Чарльз Ренни Макинтош: манифест нового стиля», которую показывали в выставочном зале Одностолпной палаты Патриаршего дворца Московского Кремля, победила в заочном рейтинге ежедневной посещаемости среди выставок, посвященных архитектуре и дизайну. За два месяца работы эту экспозицию, собранную в Великобритании и посвященную выдающемуся художнику, архитектору и инженеру, ставшему главным представителем стиля модерн в мебели, оформлении интерьеров и оригинальных постройках, посетило 276000 человек (ежедневная посещаемость — 4866 москвичей и гостей российской столицы).

2. Дуэту итальянских дизайнеров Эрики Дзордзи и Маттео Сангалли из Mathery Studio, занимающихся разработкой всевозможных детских программ, посвятили выставку «Пастель — рисование» («Pastello — Draw Act») в Национальной галереи Виктории в Мельбурне. Посмотреть ее, при свободном, бесплатном входе, смогло около полумиллиона человек — 482510, или 4233 посетителя в день.

3. Ровно четыре месяца в нью-йоркском Музее современного искусства длилась выставка «Фрэнк Ллойд Райт и большой город» (Frank Lloyd Wright and the City), основанная на обширном архиве великого архитектора, недавно приобретенном МoМА и Колумбийским университетом. Взглядами Райта на урбанизацию современных ему американских городов каждый день приходило поинтересоваться 3481 человек при общей посещаемости в 421209 визитов.

4. Ежедневно 2555 человек приходили в Галерею архитектуры и дизайна третьего этажа нью-йоркского Музея современного искусства для того, чтобы посмотреть проект «Прикладной дизайн» (Applied Design). Выставка эта, посвященная энтузиастам-одиночкам и их непредсказуемым инициативам, направленным на улучшение быта, продлилась год без малого, поэтому общее число посетителей составило 825312 человек.

5. Женскому дизайну 1890–1990-х годов была посвящена еще одна выставка в нью-йоркском Музее современного искусства, абсолютном рекордсмене в этой категории. На «Модернистский женский дизайн» (Designing Modern Women) ежедневно приходило посмотреть 2353 феминистски настроенных зрителя, что в результате породило практически рекордное количество проданных билетов — 847170.

6. «Чувственные пространства: повторная архитектура» (Sensing Spaces) в лондонской Королевской академии художеств были отданы на откуп семи современным архитекторам, задумавшимся над тем, каким образом всевозможные помещения влияют на человеческое восприятие. Разобраться в собственных чувствах на выставку ежедневно приходило 2332 человека, что за два с половиной месяца составило 167906 посещений.

7. В Стамбульском музее современного искусства показали архитектурную выставку «От мечты к реальности» (Dreams to Realities) об особенностях турецкого урбанизма («о разных типах городских структур», как объясняет свой замысел куратор). На примере коммерческих и туристических объектов была выстроена назидательная экспозиция, цель которой не столько радовать глаз, сколько просвещать, указывая пути развития современной турецкой архитектуры. Убедиться в том, что невозможное возможно, каждый день приходило по 2031 человеку, что в конечном счете составило 139300 посетителей — весьма, между прочим, неплохой результат для архитектурной выставки, да еще и с педагогическими мотивами.


8. Ну а «Объявленное отступление»Broached Retreat»), выставка, проходившая в пекинском Центре современного искусства Улленсов, была посвящена изучению австралийской идентичности и тому, как она меняется под воздействием глобализации. Современными проектами, затеянными в одной стране (отправная точка выставки именно Австралия, которая занимает, по мысли кураторов, уникальное пограничное положение на перекрестке разных мировых цивилизаций), и их трансформациями, возникающими при переезде в другие государства, заинтересовалось 139300 человек. Каждый день за транснациональными изменениями современного дизайна наблюдало 2024 посетителя центра.

9. «Машины мечты» (Dream Cars) в Художественном музее Хай в Атланте, разумеется, об автомобилестроении и самодостаточной красоте машин. Проблемами автомобильного дизайна ежедневно интересовалось 1786 человек, а всего на выставку было продано 179376 билетов.

10. Архитектор хорватского происхождения из Сантьяго-де-Чили Смильян Радич (род. 1965) построил в Лондоне очередной временный павильон галереи Serpentine, биоморфную конструкцию причудливой формы, взглянуть на которую и войти внутрь ежедневно собиралось по 1614 человек. За неполных четыре месяца павильон Радича посетило 157480 туристов и лондонцев.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+