Путевые заметки Ле Корбюзье из Нью-Йорка опубликованы на русском языке

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

Знаменитый архитектор восторгался нью­-йоркскими небоскребами, но и критиковал высотное строительство ради денег

Ле Корбюзье внимательно присматривался к Манхэттену середины 1930-х. Фото: Barbara Morgan/Getty Image
Ле Корбюзье внимательно присматривался к Манхэттену середины 1930-х.
Фото: Barbara Morgan/Getty Image

Прожектер «лучезарных городов» в 1935–1936 годах очутился в стране, которая быстрее всех способна была совершить рывок в будущее. Нью-йоркский Музей современного искусства пригласил Ле Корбюзье прочесть серию лекций в Америке. Свои путевые заметки архитектор опубликовал во Франции в 1937-м — американского издания пришлось ждать почти десять лет, и именно этот вариант предложен сейчас русско­язычному читателю.

Эта книга не трактат по градостроительству, а цепочка дорожных впечатлений и размышлений. Мысль автора движима логикой путешествия: постоянно сменяющаяся обстановка рождает новые идеи, и они идут друг за другом по страницам, точно пейзажи за окнами поезда. Корбюзье успевает заявить принцип, что дома, улицы, города есть средоточие человеческой энергии и они должны покоиться на трех опорах: солнце, пространстве и деревьях; успевает заклеймить архитектуру последнего столетия, которая строилась для денег, не для людей. Но дорожные мимолетности отвлекают художника, и вот он уже сравнивает французскую культуру с американской — стареющего жилистого гладиатора с юным румяным атлетом. 

Во многом Корбюзье предпочитал отечественное, однако будущее человечества связывал с США; симптоматично сопоставлял изобилие американских университетов с бедностью парижского студенчества. Твердолобые академики наполняют ядом консерватизма не только юные умы, но и окружающий мир — многие страницы Корбюзье посвящает архитектурным скандалам во Франции. Реванш консерваторов он замечает и в стране «победившей утопии» — СССР, именно так ему видится ситуация вокруг проекта Дворца Советов.

Ле Корбюзье. Когда соборы были белыми: Путешествие в край нерешительных людей / Пер. с англ. М. Брусовани. М.: Ad Margi­nem Press, 2018.
Ле Корбюзье. Когда соборы были белыми: Путешествие в край нерешительных людей / Пер. с англ. М. Брусовани. М.: Ad Margi­nem Press, 2018.

Прообраз будущего Корбюзье узрел на Манхэттене — острове башен, обступивших чудный сад. Небоскребы казались ему лестницами Иакова. Масштабное их возведение означало для Корбюзье возвращение «молодости мира» — времени «белых соборов». Небоскребы Манхэттена напомнили автору тосканский Ренессанс, когда нобили соперничали между собой высотой башен. Причем небоскребы казались Корбюзье недостаточно высокими, потому что строились они нерешительными (читай — неосведомленными) людьми и во имя денег. Идеальными зодчими «лучезарного Манхэттена», согласно Корбюзье, должны быть люди Средиземноморья — свободомыслящие и не заинтересованные в наживе. В США началась эра машинной цивилизации, и, по мнению Корбюзье, требовалось перестроить сознание, а уж после браться за преображение среды обитания. Кораблями надежды, которые доставят людей в дивный новый мир,  он считал «картезианские небоскребы» (60 этажей, примерно 220 м). Проекты их осуществимы благодаря технологиям: стальным несущим конструкциям, подъемным механизмам, системам кондиционирования воздуха. «Небоскреб — это великолепное орудие для сосредоточения населения, разгрузки почвы; чудесный источник улучшения условий труда, двигатель экономики, а потому распределитель богатства».

Прошло 80 лет, некоторые идеи Корбюзье воплотились, и, хотя жизнь никогда не превратится в расчисленную мечту, прочесть яркие, умные и субъективные заметки художника обязательно нужно.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+