Путевые заметки Ле Корбюзье из Нью-Йорка опубликованы на русском языке

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

Знаменитый архитектор восторгался нью­-йоркскими небоскребами, но и критиковал высотное строительство ради денег

Ле Корбюзье внимательно присматривался к Манхэттену середины 1930-х. Фото: Barbara Morgan/Getty Image
Ле Корбюзье внимательно присматривался к Манхэттену середины 1930-х.
Фото: Barbara Morgan/Getty Image

Прожектер «лучезарных городов» в 1935–1936 годах очутился в стране, которая быстрее всех способна была совершить рывок в будущее. Нью-йоркский Музей современного искусства пригласил Ле Корбюзье прочесть серию лекций в Америке. Свои путевые заметки архитектор опубликовал во Франции в 1937-м — американского издания пришлось ждать почти десять лет, и именно этот вариант предложен сейчас русско­язычному читателю.

Эта книга не трактат по градостроительству, а цепочка дорожных впечатлений и размышлений. Мысль автора движима логикой путешествия: постоянно сменяющаяся обстановка рождает новые идеи, и они идут друг за другом по страницам, точно пейзажи за окнами поезда. Корбюзье успевает заявить принцип, что дома, улицы, города есть средоточие человеческой энергии и они должны покоиться на трех опорах: солнце, пространстве и деревьях; успевает заклеймить архитектуру последнего столетия, которая строилась для денег, не для людей. Но дорожные мимолетности отвлекают художника, и вот он уже сравнивает французскую культуру с американской — стареющего жилистого гладиатора с юным румяным атлетом. 

Во многом Корбюзье предпочитал отечественное, однако будущее человечества связывал с США; симптоматично сопоставлял изобилие американских университетов с бедностью парижского студенчества. Твердолобые академики наполняют ядом консерватизма не только юные умы, но и окружающий мир — многие страницы Корбюзье посвящает архитектурным скандалам во Франции. Реванш консерваторов он замечает и в стране «победившей утопии» — СССР, именно так ему видится ситуация вокруг проекта Дворца Советов.

Ле Корбюзье. Когда соборы были белыми: Путешествие в край нерешительных людей / Пер. с англ. М. Брусовани. М.: Ad Margi­nem Press, 2018.
Ле Корбюзье. Когда соборы были белыми: Путешествие в край нерешительных людей / Пер. с англ. М. Брусовани. М.: Ad Margi­nem Press, 2018.

Прообраз будущего Корбюзье узрел на Манхэттене — острове башен, обступивших чудный сад. Небоскребы казались ему лестницами Иакова. Масштабное их возведение означало для Корбюзье возвращение «молодости мира» — времени «белых соборов». Небоскребы Манхэттена напомнили автору тосканский Ренессанс, когда нобили соперничали между собой высотой башен. Причем небоскребы казались Корбюзье недостаточно высокими, потому что строились они нерешительными (читай — неосведомленными) людьми и во имя денег. Идеальными зодчими «лучезарного Манхэттена», согласно Корбюзье, должны быть люди Средиземноморья — свободомыслящие и не заинтересованные в наживе. В США началась эра машинной цивилизации, и, по мнению Корбюзье, требовалось перестроить сознание, а уж после браться за преображение среды обитания. Кораблями надежды, которые доставят людей в дивный новый мир,  он считал «картезианские небоскребы» (60 этажей, примерно 220 м). Проекты их осуществимы благодаря технологиям: стальным несущим конструкциям, подъемным механизмам, системам кондиционирования воздуха. «Небоскреб — это великолепное орудие для сосредоточения населения, разгрузки почвы; чудесный источник улучшения условий труда, двигатель экономики, а потому распределитель богатства».

Прошло 80 лет, некоторые идеи Корбюзье воплотились, и, хотя жизнь никогда не превратится в расчисленную мечту, прочесть яркие, умные и субъективные заметки художника обязательно нужно.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
7
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+