Новое о графике Александра Дейнеки

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

Графика Дейнеки (1899–1969) обычно остается в тени его мощной живописи, но Музей архитектуры вместе с галереей «Диалог» взялись это исправить

Александр Дейнека. «Бег с препятствиями». 1958. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Александр Дейнека. «Бег с препятствиями». 1958.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

На выставке — графическое наследие мастера, начиная с ранних, едва ли не детских рисунков и студенческих штудий и заканчивая эскизами к хрестоматийным полотнам и экспериментами в гравюре. Большая часть работ предоставлена галереей «Диалог» и происходит из семьи художника, несколько важных для понимания этой части наследия экспонатов предоставили Третьяковская галерея и Пушкинский музей.

Учеба Дейнеки и становление его как художника пришлись на первые послереволюционные годы и проходили во Вхутемасе, на графическом отделении, под руководством Владимира Фаворского. За плечами Дейнеки к тому времени было Харьковское художественное училище и плакаты к стихам Владимира Маяковского по типу «Окон РОСТА» в его родном городе Курске, и графическое отделение было выбрано не случайно: молодой художник мечтал о броской печатной графике и тысячных тиражах. «По-мужицки одетый бородатый Фаворский» возрождал классическую гравюру, и этот навык Дейнеке, безусловно, пригодился. В 1920-е годы он много работал в журналах, и из этих рисунков вырос ряд будущих известных полотен. По журнальным заданиям он ездил на заводы и в шахты Донбасса, где вдохновлялся и новыми советскими людьми, и махинами станков, экспериментировал с динамикой ракурсов и поз фигур — и все это, прежде чем перенести на холст, пробовал и отрабатывал в рисунке. 

Александр Дейнека. «Женский портрет». 1950-е гг. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Александр Дейнека. «Женский портрет». 1950-е гг.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

На выставке представлена графика Дейнеки на разные темы: портреты, мощные атлетические фигуры, спорт и военные зарисовки, сделанные во время командировок на фронт. Важная часть — эскизы к знаменитым живописным полотнам художника.

 Среди них эскиз к «Обороне Севастополя», благодаря чему видно, как менялся замысел художника: первоначально в центре композиции был женский персонаж, но в финальном варианте гранату бросает моряк. Эскизы к картине «Никитка — первый русский летун» демонстрируют сложный поиск ракурсов главного героя, чтобы передать эйфорию полета. Работа Дейнеки как художника-монументалиста представлена в эскизах для мозаик Московского метрополитена и главного здания МГУ, а также для менее известной росписи купола Челябинского театра оперы и балета.  

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Александр Дейнека. Контуры глобальной эпохи
14 сентября— 13 ноября

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+