Два «музейных» Поленова и монументальный Дейнека

Топ-лоты аукциона русского искусства MacDougall’s показывают в интерьерах московской усадьбы

Каталог аукциона русского искусства MacDougall's 29 ноября 2017 г. в Лондоне. Фото: MacDougall Arts Ltd
Посетители предаукционной выставки MacDougall's в Москве. Фото: MacDougall Arts Ltd
Александр Дейнека. «Герои первой пятилетки». 1936. Эстимейт £2–3 млн. Фото: MacDougall Arts Ltd
Константин Коровин. «Порт Ниццы». 1922. Эстимейт £300–500 тыс. Фото: MacDougall Arts Ltd
Посетители предаукционной выставки MacDougall's в Москве. Фото: MacDougall Arts Ltd
Глава аукционного дома Екатерина Макдугалл на предаукционной выставке MacDougall's в Москве. Фото: MacDougall Arts Ltd
Каталог аукциона русского искусства MacDougall's 29 ноября 2017 г. в Лондоне.
Фото: MacDougall Arts Ltd
Посетители предаукционной выставки MacDougall's в Москве.
Фото: MacDougall Arts Ltd
Александр Дейнека. «Герои первой пятилетки». 1936. Эстимейт £2–3 млн.
Фото: MacDougall Arts Ltd
Константин Коровин. «Порт Ниццы». 1922. Эстимейт £300–500 тыс.
Фото: MacDougall Arts Ltd
Посетители предаукционной выставки MacDougall's в Москве.
Фото: MacDougall Arts Ltd
Глава аукционного дома Екатерина Макдугалл на предаукционной выставке MacDougall's в Москве.
Фото: MacDougall Arts Ltd

Предаукционная выставка MacDougall’s начала работу 2 ноября в усадьбе Зубовых на Таганке, известном памятнике архитектуры, отреставрированном полностью на частные деньги. Выставку можно назвать возвращением аукционного дома в это пространство: ровно пять лет назад, в ноябре 2012 года, MacDougall’s уже показывал топ-лоты своих торгов в только что восстановленной усадьбе. Тогда в центре внимания были полотна Ивана Айвазовского и Михаила Ларионова, а теперь настоящим открытием аукционного дома стали сразу две картины из евангельского цикла Василия Поленова, а также двухметровое полотно Александра Дейнеки.

Главе аукционного дома MacDougall’s Екатерине Макдугалл и ее команде удалось заполучить на свои торги выдающуюся американскую коллекцию искусства СССР 1930–1940-х годов (на прошлом аукционе летом 2017 года они уже продавали работу Юрия Пименова из того же источника). Собрание формировалось в 1990-е годы и сейчас насчитывает около 40 работ. Среди них — монументальный Дейнека, которого MacDougall’s удалось привезти в Москву. Полноправный топ-лот грядущего лондонского аукциона 29 ноября, полотно «Герои первой пятилетки» принадлежит к самому знаменитому циклу монументальных панно художника второй половины 1930-х годов. В этот период Дейнека развивает в своем творчестве тему нового советского героя-труженика. Кроме того, его привлекают к оформлению советского павильона для Всемирной выставки, которая состоялась в 1937 году в Париже. Дейнеке было поручено исполнить 12-метровое панно, замыкающее главный зал советской экспозиции — зал Славы. Как раз первый вариант этой композиции и выставлен на торги MacDougall’s с предварительной оценкой £2–3 млн. Тема картины — торжественный марш передовиков Страны Советов: шахтеров, металлургов, ткачих и других ударников труда. Здесь герои условные, а в окончательном варианте Дейнека придаст всем персонажам праздничного шествия портретное сходство с реальными стахановцами. Важно отметить, что все работы этого цикла находятся в музеях, кроме картины, которую MacDougall’s показывает сейчас в Москве. «Пожалуй, это одна из последних работ Дейнеки такого размера, которая остается в частном собрании», — отмечает сама Екатерина Макдугалл. Картину отличает светлый и праздничный колорит (художник использует исключительно нежные пастельные тона), а также смелая композиция, где фигуры первого плана оказались как бы обрезаны. Из той же коллекции в Москву привезли еще две работы — эффектный натюрморт с сиренью Бориса Иогансона (эстимейт £40–60 тыс.) и портрет дочери Александры Якушевой (£40–60 тыс.). Кроме того, на лондонском аукционе будут продавать произведения Владимира Стожарова, Игоря Обросова, Ирины Шевандроновой, Порфирия Крылова и других.

Важнейшим событием для рынка русского искусства (и не только) стало появление на торгах сразу двух крупноформатных работ Василия Поленова, к тому же обе они относятся к самому знаменитому циклу художника «Из жизни Христа». Произведения евангельской серии находятся в нескольких крупных российских музейных собраниях и практически недоступны для частных коллекционеров. Картину «Решил идти в Иерусалим» уже анонсировали среди топ-лотов летнего аукциона MacDougall’s этого года, но в итоге ее сняли с торгов, так как, по словам Екатерины Макдугалл, «правительство одной европейской страны приостановило выдачу разрешения на вывоз полотна в надежде, что найдутся средства для того, чтобы приобрести ее в собрание государственного музея, однако таких денег (эстимейт £400–600 тыс.) не нашлось, и картина все же попала на аукцион». Чрезвычайно любопытна история бытования работы: в 1923 году в Москве ее приобрел польский дипломат и с тех пор картина находилась в его семье. По семейной легенде, во время Второй мировой войны полотно закрывало одно из окон в доме, «защищая» от бомбежек. И тем не менее, картина прекрасно сохранилась и теперь выставлена на торги внуком этого дипломата. Известен еще один, меньший по размеру и более ранний вариант композиции из самарского музея под названием «Решили идти в Иерусалим». На нем Спаситель изображен не один, а в сопровождении своего ученика. Представленный на торги холст, несомненно, является не только более масштабным, но и более выразительным в композиционном плане.

Нет худа без добра, и, видимо, анонс Поленова на летнем аукционе и дальнейшее снятие лота с торгов сыграли на руку аукционному дому: одна работа Поленова «притянула» в MacDougall’s другую картину этого автора — и из того же евангельского цикла. Картина «Христос и Мария Магдалина» происходит из другой частной европейской коллекции. Она предварительно оценена в £360–500 тыс. Существует несколько авторских вариантов этой композиции, но данная работа отличается предельной лапидарностью и сконцентрированностью на главных героях — Марии Магдалине и Христе, изгоняющем из нее бесов. По сравнению с другими версиями здесь окружающий пейзаж сведен к минимуму, а фигуры выведены на авансцену. Таким образом зритель словно становится свидетелем чуда.

MacDougall’s отобрал для предаукционного показа в Москве самые разноплановые произведения русской живописи: здесь соседствуют «Ночная сцена у кабака» русского жанриста XIX века Леонида Соломаткина (эстимейт £130–200 тыс.) и «Натюрморт. Капри» 1938 года фаворита аукционов русского искусства Константина Горбатова (£200–300 тыс.), невероятно редкий на рынке Петр Захаров-Чеченец с его «Семейным портретом» (£200–300 тыс.) и декоративный, театральный «Отдых» Сергея Судейкина (£80–120 тыс.), монументальный пейзаж «Порт Ниццы» 1922 года Константина Коровина (£300–500 тыс.) и «Тенистый пригорок» советского классика Андрея Мыльникова, ставшего одним из основоположников школы масляной живописи в Китае (£50–100 тыс.). Кроме того, MacDougall’s дополнил предаукционную выставку несколькими произведениями (в частности, Николая Рериха и Марка Шагала) из своей открывшейся в этом году лондонской галереи русского искусства. По словам Екатерины Макдугалл, это единственная постоянно функционирующая в британской столице площадка, где отечественное искусство можно приобрести круглый год, а не только во время «недели русских торгов».

Выставка открыта до 3 ноября включительно в доме Зубовых на Таганке (ул. А. Солженицына, д. 9, стр. 1) с 12:00 до 17:00, вход свободный.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+