18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шагал, Мунк и Магритт агитируют за мэра Москвы

В наглядной агитации к выборам мэра Москвы задействованы все резервы мирового искусства

Креативные предвыборные плакаты были замечены в крупных московских торговых сетях, в частности в «Ашане». Это не агитация какого-то конкретного кандидата на пост мэра Москвы, а общая кампания за повышение явки горожан на избирательные участки. В оформлении плакатов задействованы настоящие сокровища мирового искусства, включая русское.

Самым запоминающимся стал плакат, использующий фрагмент знаменитой картины Марка Шагала «Прогулка» (1917) из собрания Государственного Русского музея. На нем лирический герой живописца держит за руку свою музу (первая жена художника Белла), парящую над Витебском. «Маша, куда ты?» — спрашивает художник в комиксовом облачке. «На выборы», — отвечает она.

Вопрос о том, насколько приемлемо в «лучшем городе Земли» превращать шедевр русского авангарда в комикс, называть Беллу Машей и путать Витебск с Москвой, придется оставить в стороне. Пределов тут, по-видимому, просто нет (вспомним прекрасную историю с конвертом Почты России, на котором под видом МГУ им. Ломоносова была изображена высотка на Котельнической набережной). К тому же, когда муза поэтического вдохновения с другого плаката из той же серии говорит Пегасу, который хочет сходить на выборы мэра: «Ты же лошадь с крыльями», — это, кажется, даже смешно.

Зато совсем несмешным кажется вопрос о нарушении правил воспроизведения не только шедевров, но и вообще любых произведений искусства. Комплекс авторских прав охраняется Гражданским кодексом РФ; в целом российское законодательство в этой области сейчас ужесточается (в частности, в начале 2018 года Владимир Путин подписал новую редакцию норм права, по которым автор получает процент при перепродаже произведения) и уже не слишком отличается от общемирового. Разница лишь в том, что нарушаются эти законы у нас гораздо чаще.

При любой публикации произведения искусства необходимо получить согласие у автора (правообладателя) напрямую (или через авторское общество) и, может быть, выплатить ему вознаграждение, которое зависит в первую очередь от цели использования. И именно Марк Шагал относится к самым дорогим в этом смысле художникам.

В соответствии с действующим ныне законом права владельца оригинала (в случае с полотном Марка Шагала это Государственный Русский музей) не совпадают с правами правообладателя (если нет специальной договоренности). Музей может показывать картину на выставках и публиковать ее репродукции в каталогах, давать ее изображение СМИ для статей про выставки и так далее. Но для получения разрешения на коммерческое использование нужно запрашивать французское Общество авторов изобразительного искусства (Société des auteurs dans les arts graphiques et plastiques, ADAGP), которое, скорее всего, обратится к наследникам Марка Шагала и Шагаловский комитет в Париже.

Такая система действует для всех здравствующих авторов и спустя еще 70 лет после их смерти; потом произведение может репродуцироваться без ограничений.

Создателем всей серии «искусствоведческих» предвыборных плакатов является рекламно-производственная компания «МЕГA-APT». Как сказано на ее сайте, основным направлением деятельности компании является праздничное оформление города Москвы к государственным, национальным и религиозным праздникам. Однако компания выполняет и частные заказы. 

Плакат с картиной Марка Шагала сейчас на сайте компании не представлен, однако за 500 руб. там можно купить большой плакат с изображением скульптурной группы «Геракл и Антей», что стоит у входа в императорский дворец Хофбург в Вене, библейского Самсона, угрожающего своему тестю, с полотна мастерской Рембрандта, а также плакаты с вольными вариациями картин «Голконда» Рене Магритта и «Крик» Эдварда Мунка. Все произведения снабжены юмористическими подписями.

Посмотрим, сколько любителей ходить в музеи после такой агитации придут на выборы.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+