18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевры эпохи Эдо в ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в два приема

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

Выставка дает отличный шанс увидеть все разнообразие художественных школ в Японии за 250 лет правления клана Токугава со столицей в городе Эдо, давшем название периоду (1603–1868)

Сога Сёхаку (1730–1781). «Даосские бессмертные». Пара шестистворчатых ширм. Фото: Собрание Агентства по культуре Японии
Сога Сёхаку (1730–1781). «Даосские бессмертные». Пара шестистворчатых ширм.
Фото: Собрание Агентства по культуре Японии

Наши музеи не могут похвастать большими собраниями японского искусства, по словам куратора «Шедевров живописи и гравюры эпохи Эдо» Айнуры Юсуповой, ни в одном из них оно не представлено c полнотой, «позволяющей показать историю искусства Японии или даже отдельно взятой эпохи Эдо». Тем более выставка в Пушкинском музее дает отличный шанс увидеть все разнообразие художественных школ в Японии за 250 лет правления клана Токугава со столицей в городе Эдо, давшем название периоду (1603–1868). Более сотни произведений предоставили Токийский национальный музей и Агентство по культуре Японии, Художественный музей города Тиба и Художественный музей Итабаси в Токио. Дополняют же их вещи из коллекции ГМИИ и Государственного музея искусства народов Востока.

Интересно, что выставок на самом деле две: в середине показа экспозицию заменят. Поскольку строгие японские стандарты не позволяют выставлять живопись на шелке и бумаге дольше месяца, на смену одним уникальным произведениям придут другие. Семнадцати работам на родине присвоен особый статус, а две из них считаются национальным сокровищем. Это двустворчатая ширма «Наслаждение вечерней прохладой» Кусуми Морикагэ (ок. 1620–1690) и недавно отреставрированный свиток с портретом знатного самурая Таками Сэнсэки кисти Ватанабэ Кадзана (1793–1841), в котором японские традиции художник совместил с приемами европейского искусства. 

Кацусика Хокусай (1760–1849). «Победный ветер. Ясный день». Лист из серии «36 видов Фудзи». Фото: Художественный музей г. Тиба
Кацусика Хокусай (1760–1849). «Победный ветер. Ясный день». Лист из серии «36 видов Фудзи».
Фото: Художественный музей г. Тиба

Кадзан был сторонником открытия страны Западу (в эпоху Эдо Япония вела торговлю только с Китаем и Нидерландами). За свои политические взгляды художник даже был сослан с запретом продавать работы. Но, чтобы выжить, он продолжал тайно торговать ими, за что был заключен под арест и как истинный конфуцианец совершил ритуальное самоубийство.

В эпоху Эдо начали переводить китайские классические труды по конфуцианству, что нашло отражение и в живописи. Пример тому «Пейзаж с кукушкой» художника и поэта Ёсы Бусона (1716–1784), который и в хайку, и в живописи придерживался китайских идеалов. 

В Пушкинском показывают работы художников всех крупнейших направлений, в том числе шедевр Сакаи Хоицу (1761–1828) — ширму «Цветущие летние и осенние травы», одно из самых известных произведений школы Римпа. Не останется, естественно, без внимания и самое известное за пределами Японии направление — укиё-э, ставшее популярным в Европе в XIX веке. На выставке экспонируются работы знаменитого автора укиё-э Кацусики Хокусая (1760–1849), в том числе «Большая волна в Канагаве» из его знаменитой серии «36 видов Фудзи». В Японии укиё-э было настолько популярно и распространено в среде горожан, что старые гравюры использовали даже в качестве упаковочного материала при отправке керамики в Европу, благодаря чему они и приобрели там такую популярность. В России они также пользовались успехом, в первую очередь пейзажи укиё-эно, но и сценки из городской жизни, портреты борцов сумо, актеров театра кабуки и красавиц своего времени. Одну из них, Окиту из чайного дома Нанивая, любимую модель Китагавы Утамаро (1753–1806), увидят и в Москве. 

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо
4 сентября – 28 октября

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+