18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Шедевры эпохи Эдо в ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в два приема

№66
Материал из газеты

Выставка дает отличный шанс увидеть все разнообразие художественных школ в Японии за 250 лет правления клана Токугава со столицей в городе Эдо, давшем название периоду (1603–1868)

Наши музеи не могут похвастать большими собраниями японского искусства, по словам куратора «Шедевров живописи и гравюры эпохи Эдо» Айнуры Юсуповой, ни в одном из них оно не представлено c полнотой, «позволяющей показать историю искусства Японии или даже отдельно взятой эпохи Эдо». Тем более выставка в Пушкинском музее дает отличный шанс увидеть все разнообразие художественных школ в Японии за 250 лет правления клана Токугава со столицей в городе Эдо, давшем название периоду (1603–1868). Более сотни произведений предоставили Токийский национальный музей и Агентство по культуре Японии, Художественный музей города Тиба и Художественный музей Итабаси в Токио. Дополняют же их вещи из коллекции ГМИИ и Государственного музея искусства народов Востока.

Интересно, что выставок на самом деле две: в середине показа экспозицию заменят. Поскольку строгие японские стандарты не позволяют выставлять живопись на шелке и бумаге дольше месяца, на смену одним уникальным произведениям придут другие. Семнадцати работам на родине присвоен особый статус, а две из них считаются национальным сокровищем. Это двустворчатая ширма «Наслаждение вечерней прохладой» Кусуми Морикагэ (ок. 1620–1690) и недавно отреставрированный свиток с портретом знатного самурая Таками Сэнсэки кисти Ватанабэ Кадзана (1793–1841), в котором японские традиции художник совместил с приемами европейского искусства. 

Кадзан был сторонником открытия страны Западу (в эпоху Эдо Япония вела торговлю только с Китаем и Нидерландами). За свои политические взгляды художник даже был сослан с запретом продавать работы. Но, чтобы выжить, он продолжал тайно торговать ими, за что был заключен под арест и как истинный конфуцианец совершил ритуальное самоубийство.

В эпоху Эдо начали переводить китайские классические труды по конфуцианству, что нашло отражение и в живописи. Пример тому «Пейзаж с кукушкой» художника и поэта Ёсы Бусона (1716–1784), который и в хайку, и в живописи придерживался китайских идеалов. 

В Пушкинском показывают работы художников всех крупнейших направлений, в том числе шедевр Сакаи Хоицу (1761–1828) — ширму «Цветущие летние и осенние травы», одно из самых известных произведений школы Римпа. Не останется, естественно, без внимания и самое известное за пределами Японии направление — укиё-э, ставшее популярным в Европе в XIX веке. На выставке экспонируются работы знаменитого автора укиё-э Кацусики Хокусая (1760–1849), в том числе «Большая волна в Канагаве» из его знаменитой серии «36 видов Фудзи». В Японии укиё-э было настолько популярно и распространено в среде горожан, что старые гравюры использовали даже в качестве упаковочного материала при отправке керамики в Европу, благодаря чему они и приобрели там такую популярность. В России они также пользовались успехом, в первую очередь пейзажи укиё-эно, но и сценки из городской жизни, портреты борцов сумо, актеров театра кабуки и красавиц своего времени. Одну из них, Окиту из чайного дома Нанивая, любимую модель Китагавы Утамаро (1753–1806), увидят и в Москве. 

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо
4 сентября – 28 октября

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+