18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Август в усадьбах: выставки и фестивали

Последний месяц лета хочется провести на свежем воздухе — рассказываем, как совместить отдых на природе и культурную программу во дворце в Москве и в усадьбах в окрестностях

Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). «Руины храма Нептуна в Пестуме». Гравюра. Фото: ГМЗ «Царицыно»
Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). «Руины храма Нептуна в Пестуме». Гравюра.
Фото: ГМЗ «Царицыно»

Царицыно

Живописный парк Царицына, строившегося как загородная резиденция Екатерины II, давно стал излюбленным местом для пикников и прогулок — еще в XIX веке благородная публика прохаживалась среди заросших, в духе старинных руин, разрушившихся построек. Любимым дачным местом парк продолжил быть и в конце XIX — начале XX века. Именно в это время перенесет посетителей фестиваль «Дачное Царицыно». Гостей будут развлекать литературными чтениями, концертами классической и джазовой музыки и театральными представлениями. Театральные представления без актеров и даже музыки, созданные Пьетро Гонзага, который считал архитектуру вполне самодостаточным действующим лицом, найдутся в экспозиции куратора Сергея Хачатурова «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня». На выставке, посвященной бумажной архитектуре, можно увидеть огромную гравюру «Ихнография, или План Марсова поля в античные времена» (1757) Джованни Баттисты Пиранези (1720–1779) — фантазийную реконструкцию одной из главных частей Рима, тотальную инсталляцию современного новосибирского художника Владимира Карташова «Кибербарокко», где театральные образы пересекаются с миром компьютерных игр, а также другие произведения из фонда музея-заповедника, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музея архитектуры имени А.В.Щусева и ряда музейных и частных собраний, в том числе коллекции основательницы фонда IN ARTIBUS Инны Баженовой.


Зал музея-усадьбы «Архангельское» после реставрации. Фото: Музей-усадьба «Архангельское»
Зал музея-усадьбы «Архангельское» после реставрации.
Фото: Музей-усадьба «Архангельское»

Архангельское

Этим летом еще есть возможность посмотреть музей-усадьбу «Архангельское» до грандиозной реставрации, которая ждет его по случаю 100-летнего юбилея. Кстати, большую дату музей-усадьба начал отмечать уже сейчас: в Бахрушинском музее открывается выставка «Иллюзия театра» к 200-летию со дня открытия Театра Гонзаги в Архангельском — одного из немногих сохранившихся в первозданном виде. На ней можно увидеть портреты крепостных актеров, либретто постановок, декорации работы Пьетро Гонзаги, театральную машинерию и реквизит.

А посетители усадьбы пока еще могут прогуляться по недавно открывшимся восстановленным залам дворца Юсуповых: с июня посетителей пускают в Амуровую комнату — парадный зал, названный в честь установленной здесь скульптуры «Амур и Психея» Антонио Кановы, которая сейчас находится в Эрмитаже. Самое ценное из оставшейся в Архангельском коллекции Юсуповых — два больших полотна Джованни Баттиста Тьеполо — показывают в его именном зале. Именем художника назван фестиваль итальянской культуры «Тьеполо-Fest» с концертами, мастер-классами и лекциями, который продолжится до конца августа.


Музей-усадьба «Остафьево». Фото: Музей-усадьба «Остафьево»
Музей-усадьба «Остафьево».
Фото: Музей-усадьба «Остафьево»

Остафьево

У подмосковного Остафьева давняя литературная история: при князьях Вяземских здесь бывал Василий Жуковский, а Николай Карамзин, женатый на одной из дочерей Андрея Вяземского, писал здесь «Историю государства Российского» — ему посвящена персональная экспозиция. «Русским Парнасом», по легенде, липовую аллею остафьевского парка окрестил Александр Сергеевич Пушкин, и сейчас все еще можно пройтись между теми же деревьями, под которыми гулял поэт. В августе в Остафьеве пройдет фестиваль «Музыка во дворцах и усадьбах», гости которого услышат концерты, звучавшие во дворцах венецианских дожей, итальянскую барочную оперу и другие произведения, исполненные на старинных инструментах.


Фестиваль «Образы Италии на берегах Оки». Фото: Музей-усадьба «Поленово»
Фестиваль «Образы Италии на берегах Оки».
Фото: Музей-усадьба «Поленово»

Поленово

Тульскую область с Италией связывает больше, чем кажется на первый взгляд, — основатель усадьбы Поленово Василий Поленов вместе с сестрой Еленой, тоже художницей, неоднократно путешествовал по Италии. В изучении античных памятников прошла пенсионерская поездка Поленова, в Риме состоялось судьбоносное знакомство художника с Саввой Мамонтовым (мысль о создании абрамцевского кружка в 1872 году пришла меценату именно там), и именно в Италии Поленов написал первый живописный эскиз к «Христу и грешнице» и работал над рядом произведений на евангельские сюжеты. Ключевым событием фестиваля «Образы Италии на берегах Оки» станет выставка «Итальянские впечатления Поленовых».


Илья Репин. «Абрамцево. Летний пейзаж». Фото: Государственный музей-усадьба В.Д. Поленова
Илья Репин. «Абрамцево. Летний пейзаж».
Фото: Государственный музей-усадьба В.Д. Поленова

Абрамцево

Все, кто готов выехать на выходные из Москвы, могут отправиться в Абрамцево, тоже тесно связанное с семьей Поленовых. Имение принадлежало Савве Мамонтову, здесь бывали и работали Валентин Серов, Константин Коровин и другие художники. По проекту Василия Поленова и Виктора Васнецова в Абрамцеве построили один из шедевров русского модерна — храм Спаса Нерукотворного, открывшийся после реставрации три года назад. Жена Саввы Ивановича Елена Мамонтова собирала произведения народного искусства и открывала мастерские различных промыслов. Одну из них — керамическую — даже возглавлял Михаил Врубель. Вспоминать лучшие времена Абрамцева будут на фестивале «Венец лета» 19 августа. Гостей накормят аксаковской ухой (усадьбу Савва Мамонтов приобрел у дочери Сергея Аксакова) и напоят чаем с вареньем, после чего можно будет сыграть в крокет и сходить на пленэр.

Царицыно
Фестиваль «Дачное Царицыно» до 19 августа
Выставка «Гипноз пространства» до 23 сентября

Архангельское
«Тьеполо-fest II» до 26 августа

Остафьево
Фестиваль «Музыка во дворцах и усадьбах» до 26 августа

Поленово
Выставка «Итальянские впечатления Поленовых» до 30 сентября

Абрамцево
Фестиваль «Венец лета» 19 августа

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+