The Art Newspaper Russia
Поиск

Шедевр русского модерна, храм в Абрамцеве, привели в порядок на частные средства

Церковь Спаса Нерукотворного — тот самый знаменитый абрамцевский храм, построенный в 1881–1882 годах, — одно из наиболее известных архитектурных воплощений «линии русского модерна», — который стал эмблемой музейного парка, посвященного деятельности Мамонтовского художественного кружка. Думая над первоначальным проектом, Василий Поленов держал в голове храм Спаса на Нередице (церковь XII века, построенная возле Новгорода); Виктор Васнецов, продолживший разработку архитектурного решения и несколько изменивший поленовские пропорции, воплотил в нем свое увлечение кремлевскими соборами — сначала московскими, а затем ростовскими и ярославскими. Церквушка у него вышла белая, коренастая, «мужицкая, бычачья». Но при этом рафинированная, рафинадно-легкая, с печью, сделанной по эскизам Михаила Врубеля, со скульптурным рельефом Марка Антокольского, «реалистическими» иконами Ильи Репина, Виктора Васнецова, Николая Неврева, Василия Поленова. Затейливое сооружение, давным-давно ставшее хрестоматийной классикой русского модерна, окружает небольшой погост семьи Мамонтовых. Теперь церковь Спаса Нерукотворного, впервые в истории музея, приведена в порядок на средства Андрея и Елизаветы Молчановых, без привлечения каких бы то ни было бюджетных средств. Реставрационные работы начались в середине мая 2014 года, а уже к концу декабря храм начал принимать посетителей и возобновил богослужения по важным для Абрамцева датам. Гости Абрамцева знают, что реставрация в заповеднике, переходящая от объекта к объекту, ведется круглый год: наследие Мамонтовского кружка (те же самые майолики Врубеля; некоторые из них, как, например, Скамья Врубеля, хотя и защищены стеклянными колпаками, вынуждены жить под открытым небом) хрупко и нуждается в постоянном обновлении. Нынешние реставраторы воскрешают старинные полузабытые технологии, тем самым как бы продолжая абрамцевские традиции на современном этапе. В музее-заповеднике так прокомментировали завершение проекта: «В ходе прошедшей реставрации было проявлено максимально бережное отношение ко всем деталям мемориального интерьера, который полностью сохранен и дополнен выявленными в фондах музея памятниками, ранее находившимися в церкви». 

Просмотры: 3123
Популярные материалы
1
Куратор Эрмитаж и Венецианская биеннале
В этом году павильон России на Венецианской биеннале, который курирует великий музей Эрмитаж, дал повод к противоречивым переживаниям — от резкого неприятия до восхвалений. Рассказывает главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.
13 мая 2019
2
Люк Тюйманс: «Люди становятся все более и более тупыми, до невозможности тупыми»
Бельгийский художник, чья большая выставка проходит в венецианском Палаццо Грасси параллельно с биеннале, объясняет, как живопись может помочь нам в борьбе с собственным невежеством.
13 мая 2019
3
Рейтинг музеев – 2019: как российские музеи борются за посещаемость
Кроме статистики посещаемости за 2018 год, мы получили от столичных и региональных музеев информацию об их методах борьбы за ее увеличение.
14 мая 2019
4
10 работ на биеннале в Венеции, от которых невозможно отвести взгляд
Туман, шелковое сердце и войлочная башня, кровавая метла и гибельная лодка — на Венецианской биеннале каждый зритель найдет произведение, у которого задержаться.
14 мая 2019
5
Рейтинг музеев – 2019: все как было, только гораздо лучше
Наш традиционный рейтинг посещаемости российских музеев исследует и анализирует 2018 год. Он стал рекордным: российские музеи навестило более 154 млн человек, что превышает официальную численность населения нашей страны.
15 мая 2019
6
Эрмитаж одолжит Италии «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта»
Настоящая борьба развернулась за возможность получить во временное пользование произведения Леонардо да Винчи к 500-летию с его смерти.
13 мая 2019
7
Как провести «Ночь в музее»
Мы выбрали несколько любопытных мероприятий, которые можно посетить в Москве в ночь с 18 на 19 мая — если вам захочется окунуться в общероссийское музейное безумие.
16 мая 2019
8
Венецианская биеннале — заложница своей популярности
Очереди, цейтнот, ценность белых стен и немножко цирка: некоторые впечатления от 58-й Венецианской биеннале.
14 мая 2019
9
Картину Кузьмы Петрова-Водкина на три дня привезли в Москву
После этого «Натюрморт с сиренью» будет продан на аукционе русского искусства Christie’s в Лондоне 3 июня.
15 мая 2019
10
Джефф Кунс снова стал самым дорогим современным художником
Скульптура из нержавеющей стали «Кролик» была продана на аукционе Christie’s за $91 млн, благодаря чему Джефф Кунс получил статус самого дорогого ныне живущего художника.
16 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru