18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

ГМЗ «Царское Село» откроет после реставрации павильон «Шапель»

Вход в него будет бесплатным. Кроме того, восстановлен мраморный фонтан в Собственном садике Екатерининского парка. Музей держит линию на воссоздание императорской резиденции на начало 1917 года

Общий вид павильона «Шапель». Фото: Руслан Шамуков/ГМЗ «Царское Село»
Общий вид павильона «Шапель».
Фото: Руслан Шамуков/ГМЗ «Царское Село»

Павильон «Шапель», или готическая капелла (часовня), был построен в 1825–1828 годах по проекту архитектора Адама Менеласа в виде романтической полуруины. Одна башня с трещинами на фасаде стоит крепко, от другой мало что осталось. На втором этаже башни находится собственно часовня. Лепной сводчатый потолок украшает равносторонний крест, который отвечает назначению здания. Скромный интерьер украшала статуя Спасителя, созданная немецким скульптором Иоганном Даннекером. Сейчас она находится в собрании Эрмитажа. Единственное стрельчатое окно имело разноцветное остекление, остальные окна были нарисованы.

«Шапель» меньше пострадала в годы войны по сравнению с другими постройками Царского Села. После 1945 года была проведена минимальная консервация, но за несколько десятилетий здание пришло в аварийное состояние. Его комплексная реставрация велась последние четыре года. Чертежи Менеласа не обнаружены — реставраторы опирались на иконографию XIX — начала ХХ века: планы и изображения фасадов, фотоснимки. В итоге были усилены конструкции здания, подведена инженерия, воссоздан медный выколотной декор — краббы и маскароны. 

Над шатровой крышей на высоте 35 м находился медный флюгер в виде петуха. В войну он пострадал от пуль и лишился хвоста. При реставрации «Шапели» музейщики решили заменить ветерана, который станет музейным экспонатом, на нового петуха и заложить в основание флюгера капсулу с посланием будущим коллегам. Оно заканчивается словами: «Царское Село — лучшее место на Земле».

Работы по консервации и тонировке свода. Фото: Руслан Шамуков/ГМЗ «Царское Село»
Работы по консервации и тонировке свода.
Фото: Руслан Шамуков/ГМЗ «Царское Село»

Несмотря на круглые ниши по сторонам шатра, часов на «Шапели» не было. Об этом свидетельствует отсутствие лестниц и внутренних пространств для размещения механизма. Зато в ходе реставрации были обнаружены четыре циферблата-обманки из оцинкованной жести. Причем они были повернуты тыльной стороной. Лицевая показывала 2:27. Вероятно, это творение советского времени, с высоким качеством оцинковки. Но подвел рисунок, и циферблаты развернули. После реставрации «часам» вернут историческое время — 11:57, которое известно по старым фотографиям.

В интерьере расчищены все росписи. Обнаружен небольшой фрагмент голубой краски вокруг одной из розеток на потолке. По-видимому, это была только проба, потому что остальная роспись имеет песочный цвет. По стенам на голубых живописных драпировках найдено несколько декоративных гвоздей со следами позолоты на шляпках. Вокруг «Шапели» сохранены груды гранитных глыб. Это память о XVIII веке, когда на этом месте был люстгауз (охотничий павильон), окруженный бастионом. Подобная конструкция сохранилась и вокруг менеласовской Белой башни в том же Александровском парке. 

Музейщики долго обсуждали, какую экспозицию создать в капелле. Сначала была идея сделать копию статуи Христа, и Эрмитаж дал согласие на ее создание бесконтактным методом. Но потом решили установить там подлинный памятник великой княжне Александре Николаевне (Адини) работы Ивана Витали. Он находился в утраченной ныне «Малой Шапели», посвященной памяти любимой дочери Николая I, которая умерла в 19 лет от туберкулеза. Статуя сохранилась в фондах ГМЗ «Царское Село».

Подлинное столярное заполнение, выполненное по проекту Адама Менеласа. Фото: Руслан Шамуков/ГМЗ «Царское Село»
Подлинное столярное заполнение, выполненное по проекту Адама Менеласа.
Фото: Руслан Шамуков/ГМЗ «Царское Село»

Ольга Таратынова, директор музея-заповедника, рассказала TANR, что реставрация «Шапели» — это некоммерческий проект. Вход сюда будет бесплатным. Более того, приведение в порядок павильона потребовало мелиорации 10 га Александровского парка, реставрации фасадов соседней оранжереи и каменного моста на Сиреневой аллее. Общая стоимость работ составила 154 млн руб., которые делятся примерно поровну между бюджетными деньгами и средствами, заработанными самим ГМЗ.

Во время земляных работ были найдены останки двух бойцов Красной армии, погибших, судя по военной форме, осенью 1941 года. Они не успели вписать свои имена в солдатские медальоны. Там же были найдены фляга и советские монеты 1937 года выпуска.

Другой открытый после реставрации объект — фонтан из каррарского мрамора — является памятником фантастическим обстоятельствам. Когда в начале 1944 года Анатолий Кучумов осматривал Царское Село, он отметил в своих записках, что рядом с сожженным Екатерининским дворцом сохранился закопченный, но целый фонтан. Екатерина II не любила фонтанов, известна ее фраза: «Фонтаны мучают воду». Александр II был иного мнения и в 1866 году заказал архитектору Александру Видову и скульптору Грациозо Ботте проект фонтана. Его чаша помещена внутрь восьмиугольного бассейна и украшена вазами-кашпо. Фонтан питался от водопровода, и это ему повредило. Нежный мрамор быстро покрывался ржавчиной, поэтому в начале 1980-х годов воду отключили. Теперь создана замкнутая система, по которой насосы будут гонять 8 тыс. л предварительно очищенной воды.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+