18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Романовы: от расцвета до заката

Музей-заповедник «Царское Село» получил в дар крупнейший архив семьи Романовых

За почти 100-летие существования Государственного музея-заповедника «Царское Село» это собрание документов — самое значительное пополнение его фондов: впервые он получил столь масштабную и полную коллекцию документов, которые представляют жизнь российской императорской семьи с середины 60-х годов XIX века до 1928 года. Архив поступил в музей-заповедник благодаря финансовой поддержке Сбербанка, который за 5,3 млн руб. выкупил коллекцию целиком у бывших владельцев до передачи ее на аукцион Sotheby’s.

«Осенью прошлого года нам сообщили, что на аукцион в Лондоне будет передан архив Романовых, — рассказала Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село». — Мне сразу стало грустно, потому что я понимала: если архив попадет на аукцион, он будет разделен на лоты, разойдется в разные страны, в разные руки, разным владельцам. Кроме того, проданный по частям, он будет стоить значительно дороже. А когда мы узнали, что именно входит в архив, нам стало понятно, что эти документы должны принадлежать России, что их нельзя разделять».

Архив Романовых, попавший в «Царское Село», — это более 200 предметов: письма, телеграммы, фотографии, рисунки членов императорской семьи. Среди них — письма Марии Федоровны, жены императора Александра III, его телеграммы, в том числе последняя телеграмма дочери Ксении перед поездкой в Крым в сентябре 1894 года, за месяц до его смерти в Ливадии. В коллекции есть черновик речи и собственноручная записка Николая II.

Как считают сотрудники музея, скорее всего, архив принадлежал кому-то из потомков великой княгини Ксении Александровны, поскольку в нем много ее писем или адресованных ей. Например, переписка с братом, великим князем Михаилом Александровичем (младший брат Николая II, последний российский император, был им всего одну ночь, 3 марта 1917 года, когда Николай отрекся от престола в его пользу; убит большевиками 13 июня 1918 года). Или письма ей от тети, английской королевы Александры, супруги Эдуарда VI, сестры Марии Федоровны.

Особый интерес для специалистов представляют письма историка Николая Михайловича Романова его другу Георгию Шервашидзе, в 1889–1897 годах бывшему губернатором Тифлиса. В частности, одно из этих писем датировано 24 октября 1917 года. В нем историк Романов подробно описывает события в Петрограде в тот исторический день, рассказывает о своих встречах с Лениным, Луначарским, Троцким. О Ленине, например, Романов пишет как об очень улыбчивом человеке.

«Для специалистов наш архив Романовых будет настоящим откровением: эти документы нигде раньше не публиковались, — рассказала Ираида Ботт, заместитель директора музея-заповедника по научной и просветительской работе. — Этот уникальный блок документов уже прошел экспертизу специалистов, в наших планах — опубликовать в следующем году научный каталог этого архива».

В 2018 году, к трагической дате расстрела Романовых, в ГМЗ «Царское Село» собираются открыть после реставрации часть помещений Александровского дворца, последнего мирного дома императорской семьи. В них будет размещен фонд Романовых, в который входят документы и вещи, принадлежавшие императорской семье и ее окружению в последние годы жизни, в том числе и этот архив.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+