18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Александр Лебедев: «К Захе Хадид я тоже присматривался, но пока решил: пусть будут только русские»

Основатель парка La Collection Air Александр Лебедев рассказал TANR о своих планах создать сеть арт-парков по всему миру, включая Россию, и о том, как современное искусство может помочь слонам и носорогам

В арт-парке La Collection Air, который откроется этой осенью в швейцарском Люцерне, представлены работы Ани Желудь, Андрея Люблинского, Николая Полисского, группы Electroboutique и других современных российских художников — как признанных, так и начинающих. Работа над парком велась несколько лет, и многие произведения были заказаны специально для этого места.

Как вам пришла в голову идея открыть при вашем отеле Guetsch парк современного искусства?

Мы очень давно обсуждали это с моим сыном. Сначала концепция была другая, мы ее сузили, чтобы проверить, как это работает. Изначально идея была такая: во-первых, мы хотели освободить всех слонов и носорогов из зоопарков; во-вторых, привлечь звезд contemporary art, чтобы они из мусора и отходов наделали слонов и носорогов, и создать сеть арт-парков, чтобы все доходы с них шли на защиту все тех же животных. Мы финансируем в Африке большие программы по защите фауны, занимаемся фандрайзингом для этих целей. Думали попросить Джеффа Кунса, Дэмиена Херста поучаствовать в проекте. Но, если они скажут: «Давайте нам по миллиону фунтов», мы ответим: «Нет, мы оплатим только продакшен».

Мы начали переговоры с разными городами: Дубаем, Лондоном. Хотели, чтобы английские газеты (Лебедеву принадлежат британские газеты Independent и Evening Standard. — TANR) это освещали, ведь нас читает сейчас 200 млн человек в месяц. Но потом подумали, что мы так штаны порвем, широко шагая. И решили, что лучше сначала сделать один арт-парк, показать русских художников Европе — сейчас это, как никогда, актуально, ведь отношения между европейскими странами и Россией просто отвратительные, — и посмотреть, как это работает. Для жителей Люцерна вход, наверное, будет бесплатным, но с остальных за билеты будем брать деньги, а прибыль потратим на спасение слонов. Потом начнем расширять круг художников. Энтони Гормли, например, уже предлагал дать сюда свои работы. Мы с ним дружим. К одной работе Захи Хадид я тоже присматривался. Но пока я решил: пусть будут только русские. Так что в основе лежит гораздо более широкая концепция, цели у нее гуманистические, гуманитарные, в том числе экологические.

Как давно началась работа над этим проектом?

Это была огромная работа, она заняла три года. Не столько сбор самой коллекции, сколько согласования. Ведь в Швейцарии даже защита ящериц предусмотрена: нельзя нарушать права ящериц! Для каждой дорожки и ограды требуется разрешение. Мы добились своего, наняв кучу консультантов и проделав сумасшедшую работу. Но сейчас общественное мнение Люцерна вроде бы поворачивается в нашу сторону. Это древний город с огромным количеством туристов, но здесь идут в ногу со временем. Тут великие архитекторы строят дома, вокзалы. Нам нужно найти какую-то форму взаимодействия с городом.

Может быть, в виде арт-резиденции?

Да, арт-резиденцию мы сделаем, будем приглашать художников — российских, швейцарских, иностранных, чтобы они тут жили и творили. Это вечная концепция, она существует еще со времен Медичи.

Вы рассматриваете покупку произведений искусства как вложение средств?

Нет-нет, я знаю, как в других местах зарабатывать деньги, и уже не буду обучаться зарабатывать на искусстве. Я дружу с галеристами, с Емельяном Захаровым (совладелец галереи «Триумф». — TANR), но все, что я покупал в предыдущие годы, я раздарил. Коллекция есть у моего сына, мы покупали довольно много и братьев Чепмен, и Херста, и Кунса, но только на благотворительных аукционах. Это не для зарабатывания денег, у меня нет такой цели, и я не коллекционер в классическом виде. Все, что вы видите здесь в парке, — это вообще Ленина коллекция (имеется в виду жена Лебедева Елена Перминова. — TANR).

Кто выбирает работы для парка и принимает решение о покупке: вы, Елена или у коллекции есть куратор?

Сначала над коллекцией работал Сергей Гридчин. Кроме того, сам Василий (Василий Клюкин, бизнесмен, художник и партнер проекта арт-парка. — TANR), в принципе, в этом разбирается. Тут на самом видном месте стоит его работа «Сердце». Городские власти, правда, сказали, что свет от него не должен идти в сторону Люцерна. Так что оно будет светиться только одной стороной, обращенной к отелю. Курировал коллекцию отчасти и Антон Кочуркин, архитектор парка. Некоторые работы очень удачно вписались в контекст. Некоторые оказались немного out of context. Например, «Слон» Максима Свищева. Но мы сами его заказали, мы хотели именно слона, чтобы связать это с нашей кампанией по защите животных. Мне хочется миссию какую-то вкладывать в искусство. Я и в бизнесе вкладываю социальную миссию во все, что делаю.

Вы говорили о сети арт-парков. Планируете ли вы открыть нечто подобное La Collection Air и в России?

Планирую. Место уже нашел — вблизи Домодедово. Сейчас прохожу общественные слушания в Московской области, точнее, уже прошел. Там будет более сложный арт-парк. В нем мы устроим дендрарий, внутри него — «приют» для тигров, где они на 20 га будут жить в естественных условиях. Там же будет аграрный кластер. Любой житель Москвы сможет арендовать, допустим, треть сотки, и мы ему вырастим там что угодно, от топинамбура до капусты «кейл». И вот он приедет с детьми, сорвет это. Мне кажется, это интересная история. Ведь в Подмосковье, в сущности, некуда поехать с детьми.

Если бы вы могли произведение искусства любого художника приобрести в свой арт-парк, кого бы вы выбрали?

С коммерческой точки зрения, конечно, того же Дэмиена Херста, или Кунса, или Гормли. Хотели приобрести инсталляцию Игоря Шелковского с выставки в Третьяковской галерее, но тогда не сложилось. Мне она очень понравилась, вообще понравились его работы.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+