Хозяйка картины Джотто стоимостью £10 млн добивается в суде ее свободного перемещения

Произведение было приобретено как работа неизвестного художника XIX века, а позднее атрибутировано Джотто. Теперь итальянские власти считают работу исключительно важной культурной и исторической ценностью

«Мадоннна с младенцем» XIV века, атрибутированная Джотто. Находится в Великобритании с 2007 года. Фото: TAN
«Мадоннна с младенцем» XIV века, атрибутированная Джотто. Находится в Великобритании с 2007 года.
Фото: TAN

Коллекционер Кейтлин Симонис, которая приобрела картину «Мадонна с младенцем» в 1990-х годах за £3,5 тыс., собирается подать апелляцию на решение Высокого суда Лондона о том, что работа была вывезена из Италии в Великобританию незаконно. В 2015 г. Симонис обратилась в Английский искусствоведческий совет с просьбой выдать ей бессрочную экспортную лицензию ЕС, планируя перевезти картину XIV в. во фрипорт в Цюрихе. Ее заявку отклонили, а 23 июля нынешнего года судья Сью Карр подтвердила решение Английского искусствоведческого совета об отказе в выдаче разрешения. Основной аргумент: так как в 2007 г. произведение было вывезено из Италии в Великобританию незаконно, совет не имеет права выдать на него экспортную лицензию.

По словам представителя Симонис Дэниела Макклина из лондонской юридической фирмы Howard Kennedy, хозяйка картины планирует подать апелляцию на том основании, что фигурирующие в деле итальянские законы несовместимы с принципом свободного перемещения ценностей в ЕС.

Проведенные в 1990-е гг. реставрация и изучение картины дали основания атрибутировать ее мастеру Раннего Возрождения Джотто (ок. 1267–1337) или его школе, и теперь, согласно вынесенному судом решению, «итальянские власти считают работу исключительно важной культурной и исторической ценностью». Начиная с 1992 г. судьба картины неразрывно связана с чередой выдававшихся и аннулировавшихся документов на вывоз, а также зачастую противоречащих друг другу судебных постановлений. В их числе полученное в 1999 г. от итальянских властей разрешение на временный ввоз, позволявшее ввезти произведение в Италию из США и вывезти его в другую страну ЕС в течение пятилетнего периода. 

Затем, в 2000 г., министерство культурного наследия и культурной деятельности выпустило декрет, аннулировавший все выданные ранее лицензии на том основании, что в результате проведенной в 1990-е гг. реставрации картина «стала другим произведением искусства». Симонис обжаловала его, и Региональный административный трибунал Лацио признал декрет 2000 г. недействительным.

В 2004 г. министерство выпустило еще один аналогичный декрет, который Симонис также успешно обжаловала. Вскоре Симонис вывезла картину в Великобританию.

Как следует из материалов дела, итальянские власти обратились к Английскому искусствоведческому совету с заявлением о том, что «вывоз картины из Италии незаконен». В 2017 г. Английский искусствоведческий совет пришел к выводу, что может выдать Симонис только лицензию на вывоз работы в Италию, чтобы вопрос о выдаче лицензии на ее экспорт в Швейцарию решало итальянское министерство культурного наследия.

Проанализировав экспертное заключение по итальянскому законодательству, судья Карр пришла к выводу, что истец должна была получить новую лицензию на вывоз, поскольку к тому моменту пятилетний срок действия прежних истек. При этом она оставила за сторонами право на его апелляцию.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
6
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
7
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн
10.11.2022
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+