В Ораниенбауме после реставрации открылся дворец Петра III

№65, июль-август 2018
№65
Материал из газеты

Зданию, возведенному в стиле рококо архитектором Антонио Ринальди, скоро исполняется 250 лет

Интерьеры дворца Петра III после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Интерьеры дворца Петра III после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

Редкому по красоте и стилю сооружению, дворцу Петра III почти полностью возвращен первоначальный вид. «Для нас это знаковое событие — реставрация выполнена в короткие сроки и на очень высоком уровне, — сказала на открытии Елена Кальницкая, генеральный директор музея-заповедника «Петергоф», в состав которого входит ансамбль Ораниенбаума. — За два года специалистам удалось вернуть к жизни и сохранить уникальные детали и элементы интерьеров».

Исполнителем работ стала Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ. Ведомство выделило на дворец из бюджета 90 млн руб., но в процессе «Петергофу» пришлось добавлять собственные средства. В итоге стоимость всех работ составила почти 160 млн руб.

Дворец Петра III — одно из немногих зданий, возведенных в стиле рококо архитектором Антонио Ринальди. Оно стало главной постройкой в потешной крепости Петерштадт, которую возвели здесь для великого князя Петра Федоровича. Здание никогда не использовалось для жилья, это был павильон для короткого отдыха в теплое время года. 

Интерьеры дворца Петра III после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Интерьеры дворца Петра III после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

Внешний облик дворца сохранился до наших дней без изменений, но интерьеры требовали серьезной реставрации и восстановления. По словам Глеба Седова, хранителя дворца Петра III, в Картинном зале восстановлена шпалерная развеска полотен, которые по поручению Петра Федоровича собирал ученый Якоб Штелин. После смерти мужа Екатерина II вывезла картины в Петербург, где они растворились по разным коллекциям. В 1950-е годы тогдашние хранители начали заново собирать по спискам Штелина работы Пьетро Либери, Гвидо Рени, Сальватора Розы, учеников Рубенса. Часть картин изначально происходила из собрания Ораниенбаума, часть досталась ему из других дворцов и музеев. Пропуски в шпалерной развеске остались еще с советских времен, и сейчас подбираются аналоги историческим полотнам для заполнения лакун. «В процессе реставрации специалисты открыли живописный плафон в Картинном зале, — рассказал корреспонденту TANR Глеб Седов. — О том, что он там был, мы знали по описаниям, но обнаружили чистый холст. Как оказалось, роспись просто затянули несколькими слоями холста». 

Внук Петра I, сын его дочери Анны и голштинского герцога, Карл Петер Ульрих (после принятия православия — Петр Федорович), оставшись сиротой, в 14-летнем возрасте прибыл в Россию. Императрица Елизавета Петровна приняла племянника как наследника престола. В 1743 году она подарила ему Ораниенбаум, бывшее имение Александра Меншикова, где в 1758–1762 годах для будущего государя и построили крепость Петерштадт. 

Дворец Петра III в Ораниенбауме. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Дворец Петра III в Ораниенбауме.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

После смерти Петра III крепость пришла в запустение. В последние десятилетия XIX века потомки великого князя Михаила Павловича, брата императора Николая I, восстановили дворец. Работами тогда руководил архитектор Георгий Прейс. Он заменил паркетный пол, снял ветхий штоф и шелк со стен. Дворец превратился в охотничий домик. После 1917 года его заселяли разного рода государственные учреждения. В годы Великой Оте­чественной войны Ораниенбаум, в отличие от Петергофа, не был разрушен. Единственный снаряд, попавший во дворец, разорвался в дымоходе на уровне второго этажа, из-за чего в спальне был уничтожен лепной камин и пострадали лаковые росписи на панелях стен. В середине 1950-х годов дворец Петра III и остатки крепости Петерштадт были вновь отреставрированы.

Как пояснил Глеб Седов, современные специалисты опирались в работе в основном на материалы реставрации конца XIX века, когда были восстановлены и воссозданы многие элементы отделки. Расписные лаковые панели стен и окон поначалу считались подлинной работой крепостного мастера Федора Власова, но эксперты установили, что их воссоздали в XIX веке по остаточным элементам более ранней росписи. В кабинет Петра III вернулась живопись Ханса Шмидта — во время реставрации XIX века он получил заказ на эту работу. Почти 100 лет картины хранились в запасниках и были отреставрированы к нынешнему открытию дворца. 

«Мы пришли к убеждению, что свой дом должен реставрировать хозяин, — считает Елена Кальницкая, — и сейчас уже получили согласие Минкульта на то, чтобы нам как заказчикам передали для реставрации другие постройки». В ближайших планах ГМЗ «Петергоф» в Ораниенбауме — реставрация Катальной горки, построенной также по проекту Антонио Ринальди.  

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+