Церковный павильон в Ораниенбауме откроется для публики в августе

№63, май 2018
№63
Материал из газеты

Работы по воссозданию практически не сохранившегося интерьера домового храма Святого великомученика Пантелеймона Большого Меншиковского дворца велись почти 15 лет

Иконостас церковного павильона после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Иконостас церковного павильона после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

Девятое августа — день святого целителя Пантелеймона, в честь которого церковь была освящена в 1727 году, по преданию, Феофаном Прокоповичем, сподвижником Петра I. Четыре имени важны для бурной истории церковного павильона: двух архитекторов и двух живописцев.

Иван Зарудный стал автором барочного золоченого и серебряного иконостаса. Размещен он нетрадиционно для православия — в северо-восточном углу павильона, это связано с ориентацией всего дворца на южный берег Финского залива.

Антонио Ринальди создал интерьер церкви с гирляндами, рокайлями и головами херувимов, который почти не менялся с конца XVIII по начало ХХ века. В ходе многолетней реставрации павильона под самым потолком были найдены и сохранены фрагменты посеребренной «намазной» лепки. Тот декор создавался на месте, возможно при собственноручном участии Ринальди. Сейчас эта технология утрачена, используется обычная формовка в мастерской.

Специалисты, работающие в Ораниенбауме, начинают представлять результаты 15-летнего труда. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Специалисты, работающие в Ораниенбауме, начинают представлять результаты 15-летнего труда.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

Во второй половине XVIII века Александр Алмазников и Иван Вишняков-младший реализовали единую иконографическую программу Пантелеймоновской церкви: 12 икон в иконостасе, еще 2 приставные, Богоматери и Спасителя, в пудовых серебряных окладах и 39 стенных картин.

В последующие десятилетия, несмотря на смену владельцев дворца и даже политического режима, изменения в интерьере церкви были минимальными. В 1921 году службы прекратились, в 1930-х весь дворец заняла Гидрографическая служба Балтийского флота. Иконостас был разобран, стенные картины — сняты, и все перевезено в подвалы дворца «Монплезир» в Петергофе, где погибло в годы Великой Оте­чественной войны. Повезло приставным иконам: из-за окладов они попали в Государственный Эрмитаж. Для Ораниенбаума уже сделаны их копии.

Работы по воссозданию интерьера церковного павильона велись с перерывами почти 15 лет по проекту, разработанному Виктором Голубом и Юлией Океановой в НИИ «Спецпроектреставрация». Иконы и стенные картины с 2015 года пишут восемь художников из Репинского института во главе с академиком РАХ Юрием Бобровым. Они говорят, что не используют артельный принцип, когда один пишет лица, другой — пейзажи и так далее. Каждый полностью создает икону или картину. 

Церковный павильон. Вид на иконостас. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Церковный павильон. Вид на иконостас.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

Как сообщила Мария Павлова, ведущий специалист по изучению культурного наследия Государственного музея-заповедника «Петергоф», сохранилось два десятка фотографий интерьера церкви конца XIX века и несколько снимков 1939 года, сделанных перед снятием стенных картин. Они невысокого качества, но современное сканирование позволяет многое из них «вытянуть». Из аналогов изучались петербургские храмы 1760-х годов: Никольский морской собор, церковь Петра и Павла в Большом Петергофском дворце, верхняя церковь Владимирского собора. До начала августа художникам осталось воссоздать четвертый ярус стенных картин: восемь образов апостолов со сценами мученичества и семь образов Страстей Христовых для небольших фигурных киотов над окнами.

В ходе исследовательской работы с фотографиями Павлова обратила внимание на то, что наблюдается удивительное сов­падение абрисов и цветовых пятен ораниенбаумских апостолов с образами из серии «Апостолы со страстями» фламандца Мартина де Воса (1532–1603). Этот художник иллюстрировал Библию Пискатора, или Лицевую Библию (Theatrum biblicum ae neis exspressae… per Nicolaum Ioannis Piscatorem), один из наиболее популярных западноевропейских иконографических источников, применявшихся во второй половине XVII — XVIII веках в России и славянских землях: Болгарии, Македонии, Сербии. Каждая гравюра из серии «Апостолы со страстями» включает в себя расположенную на дальнем плане многофигурную сцену мученичества, в сторону которой развернут апостол, изображенный в правой или левой части листа.

Александр Алмазников разбивает оригинальную композицию гравюры надвое: фигуру апостола он помещает наверху на фоне нейтрального пейзажа, а в нижней части располагает сложную сюжетную композицию, скопированную с гравюры. Это хорошо видно при сравнении сцены казни апостола Андрея на иконе и композиции на гравюре. Павлова уточняет: «Конечно, нельзя утверждать, что такой способ формирования иконной композиции художник применил в каждом из восьми случаев, хотя это представляется вполне вероятным». 

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
4
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
5
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+