18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

От истории к теории

№65
Материал из газеты

В энциклопедическом словаре «Основные понятия истории искусства» каждое из упомянутых искусств и практик предстает частным случаем искусства как целого

Читателю неспроста покажется, что название книги ему уже знакомо. Оно — почти прямая цитата (как в первых же строках признается автор) и отсылает нас к знаменитому труду швейцарца Генриха Вёльфлина, от названия которого в русском переводе отличается всего одним словом — «Основные понятия истории искусства». Заменив множественное вёльфлиновское число единственным, создатель этого авторского словаря — теоретик искусства, доктор философских наук Олег Кривцун обращает внимание на всестороннюю теоретическую аналитику предмета исследования. Со времени выхода книги Вёльфлина, впервые изданной в 1915-м, минуло больше века — и сменилось несколько культурных эпох. От первоиздания ее русского перевода (1930) нас тоже отделяет уже почти 90 лет. Однако, похоже, попыток систематизировать в сопоставимых масштабах накопленный художественный опыт с тех пор не предпринималось, по крайней мере на русском языке. Эта — первая. Притом, подобно вёльфлиновской, дерзко единоличная. Автор, разумеется, стоит на плечах гигантов и работает в коллективе единомышленников — в Институте теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. В диалоге с коллегами осуществлена и эта работа — под статьями словаря мы обнаружим множество ссылок на их авторские и коллективные труды.

Кривцун продолжает ту же работу, что и Вёльфлин, — понятийного оснащения новейшего эстетического опыта. Но существенно расширяет поле разговора, притом  что состав его словаря не лишен и избирательности, и неминуемо ей сопутствующей произвольности. Понятно, что словарь отражает личные пристрастия автора, чье внимание сосредоточено главным образом на искусствах изобразительных, несловесных: живописи, графике, скульптуре, архитектуре, дизайне, фотографии. Речь тут идет не столько о полноте охвата, сколько о том, чтобы подходить к этому неохватному целому с неожиданно разных сторон, беря смысловые пробы на анализ.

Предлагаемая Кривцуном система понятий — открытая, способная разращиваться в разные стороны (при переизданиях и доработках сюда могут входить все новые области) — призвана работать на материале разных искусств и художественных практик, включая и отдельные произведения (статьи «Картина», «Скульптура»), и институты («Музей», «Музей 2.0»), и рефлексию обо всем этом («Критика художественная»). Каждое из упоминаемых искусств и практик предстает здесь частным случаем искусства как целого, пронизанного во всех своих областях универсалиями художественного творчества и восприятия. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+