Роджер Торп: «Иногда книги для детей отлично подходят и взрослым»

№65, июль-август 2018
№65
Материал из газеты

Британский редактор рассказал о критериях успеха для изданий об искусстве

Роджер Торп. Фото: Themes and Hudso
Роджер Торп.
Фото: Themes and Hudso
Справка

Роджер Торп

Главный редактор издательской программы по искусству и книг для детей в издательстве Tames & Hudson

C 2002 по 2014 год был директором издательской программы Галереи Тейт. Создатель серии «Основы искусства», выходящей в издательстве Ad Marginem.

Еще…

Какие книги об искусстве будут интересны широкому кругу читателей?

В первую очередь те, что прошли проверку временем. Например, «История искусства» Эрнста Гомбриха и «Искусство видеть» Джона Берджера (обе вышли на русском языке. — TANR). Подобные книги полезны до сих пор, хотя написаны давно. Сейчас появляется много специализированных исследований по разным темам, но они не дают такого широкого представления. Лично я пытаюсь создать некое введение, которое позволит современным людям погрузиться в искусство.

Какими принципами вы руководствовались, создавая серию «Основы искусства»?

Наши книги очень доступны. Они написаны просто и понятны любому, вам не понадобятся специальные знания. Можно открыть любую страницу и узнать что-нибудь новое. Книги с иллюстрациями предполагают определенную последовательность, погружение в повествование, историю. Но мы разбили это последовательное изложение на части и снабдили читателя подсказками о том, что он может найти дополнительно: у других авторов, о других художниках и так далее. 

Все очень практично. Вам не придется тратить чудовищно много времени на поиски материала и на то, чтобы в нем разобраться. Но если кто-то захочет прочитать книгу от корки до корки — это будет богатый опыт. В любом случае не стоит упускать из виду две вещи. Первая — это дизайн. Наши книги привлекательны, с прекрасными иллюстрациями. Мы выбирали самые важные работы, которые помогут нам рассказать историю.

А вторая — это цена. Книги должны быть доступными. Цена крайне важна, особенно для тех, кто не считает себя экспертом в сфере искусства. Такие читатели хотят получить вводный курс. Наша задача — сделать так, чтобы этот курс оказался по карману каждому. Есть много изданий об искусстве формата, похожего на наш, но все они стоят гораздо дороже и всем своим видом внушают людям, что им нужно узнать побольше, прежде чем браться за такую книгу.

Могут ли электронные книги стать заменой бумажным?

Наш издательский опыт говорит о том, что спрос на печатные книги по-прежнему есть. В Великобритании за последние несколько лет продажи иллюстрированных книг даже выросли. Все-таки в электронных книгах чаще всего нет иллюстраций. Поэтому художественную литературу многие предпочитают читать с экранов, а вот когда вы ищете картинки с корректной цветопередачей, стоит отдать предпочтение бумажной книге.

Какие книги более популярны у широкой публики? Есть ли закономерности?

На издательскую сферу огромное влияние оказывают выставки. Когда в крупном музее проходит выставка на определенную тему, эта тема вдруг начинает интересовать многих. Поэтому иногда издания приурочены к крупным событиям в мире искусства. Есть и темы, интерес к которым не угасает. Сейчас я работаю с разными направлениями: это и современное китайское, и восточно- и центральноевропейское, и искусство перформанса. В Великобритании сегодня крайне популярен видеоарт, в этом году все четыре номинанта на Премию Тернера используют видео. Но и классическая живопись по-прежнему актуальна. Мы с Джулианом Беллом выпустили, на мой взгляд, замечательную книгу под названием «Что такое живопись?». Так что картины пока живее всех живых. Также популярны книги по истории искусства и биографии.

Я знаю, что вы занимаетесь детской литературой. В чем принципиальная разница между взрослыми и детскими книгами об искусстве? 

Может, и нет никакой разницы. Иногда книги, написанные для детей, подходят и для взрослых. В выборе детской литературы я концентрируюсь на иллюстрациях. Со страстью отношусь к переизданию старых книг. Недавно мы в Tames & Hudson выпустили книгу «Локомотив» с иллюстрациями польских художников Яна Левитта и Джорджа (Ежи) Хима, впервые опубликованную в 1930-х. В издательстве Галереи Тейт мы публиковали книги Самуила Маршака и Владимира Лебедева, детскую книгу Эль Лисицкого «Супрематический сказ про два квадрата».

А какие вы видите сложности с популярной литературой об искусстве сейчас?

Большой проблемой является низкое качество репродукций. Поэтому стоит доверять только книге из хорошего источника. При печати приходится использовать несколько тестов цветопроб, чтобы качество соответствовало. Такой опыт у меня был в издательстве Тейт, например, с каталогом Анри Матисса. Приезжал его правнук Жорж Матисс, проверял каждый отпечаток. Это была очень успешная книга, мы переиздавали ее неоднократно. И всякий раз он приезжал в Лондон и сравнивал отпечатки с работами на стене. Это все реально сделать, но, увы, не все издательства поступают подобным образом, так что это отличительная черта высококачественных книг.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Платиновый юбилей, или 70-летие, царствования королевы Елизаветы II, пик празднований которого пришелся на июнь, привлек новую волну внимания к личности монарха, которому простительно быть выше вкуса
26.07.2022
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+