18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Роджер Торп: «Иногда книги для детей отлично подходят и взрослым»

№65
Материал из газеты

Британский редактор рассказал о критериях успеха для изданий об искусстве

Справка

Роджер Торп

Главный редактор издательской программы по искусству и книг для детей в издательстве Tames & Hudson

C 2002 по 2014 год был директором издательской программы Галереи Тейт. Создатель серии «Основы искусства», выходящей в издательстве Ad Marginem.

Еще…

Какие книги об искусстве будут интересны широкому кругу читателей?

В первую очередь те, что прошли проверку временем. Например, «История искусства» Эрнста Гомбриха и «Искусство видеть» Джона Берджера (обе вышли на русском языке. — TANR). Подобные книги полезны до сих пор, хотя написаны давно. Сейчас появляется много специализированных исследований по разным темам, но они не дают такого широкого представления. Лично я пытаюсь создать некое введение, которое позволит современным людям погрузиться в искусство.

Какими принципами вы руководствовались, создавая серию «Основы искусства»?

Наши книги очень доступны. Они написаны просто и понятны любому, вам не понадобятся специальные знания. Можно открыть любую страницу и узнать что-нибудь новое. Книги с иллюстрациями предполагают определенную последовательность, погружение в повествование, историю. Но мы разбили это последовательное изложение на части и снабдили читателя подсказками о том, что он может найти дополнительно: у других авторов, о других художниках и так далее. 

Все очень практично. Вам не придется тратить чудовищно много времени на поиски материала и на то, чтобы в нем разобраться. Но если кто-то захочет прочитать книгу от корки до корки — это будет богатый опыт. В любом случае не стоит упускать из виду две вещи. Первая — это дизайн. Наши книги привлекательны, с прекрасными иллюстрациями. Мы выбирали самые важные работы, которые помогут нам рассказать историю.

А вторая — это цена. Книги должны быть доступными. Цена крайне важна, особенно для тех, кто не считает себя экспертом в сфере искусства. Такие читатели хотят получить вводный курс. Наша задача — сделать так, чтобы этот курс оказался по карману каждому. Есть много изданий об искусстве формата, похожего на наш, но все они стоят гораздо дороже и всем своим видом внушают людям, что им нужно узнать побольше, прежде чем браться за такую книгу.

Могут ли электронные книги стать заменой бумажным?

Наш издательский опыт говорит о том, что спрос на печатные книги по-прежнему есть. В Великобритании за последние несколько лет продажи иллюстрированных книг даже выросли. Все-таки в электронных книгах чаще всего нет иллюстраций. Поэтому художественную литературу многие предпочитают читать с экранов, а вот когда вы ищете картинки с корректной цветопередачей, стоит отдать предпочтение бумажной книге.

Какие книги более популярны у широкой публики? Есть ли закономерности?

На издательскую сферу огромное влияние оказывают выставки. Когда в крупном музее проходит выставка на определенную тему, эта тема вдруг начинает интересовать многих. Поэтому иногда издания приурочены к крупным событиям в мире искусства. Есть и темы, интерес к которым не угасает. Сейчас я работаю с разными направлениями: это и современное китайское, и восточно- и центральноевропейское, и искусство перформанса. В Великобритании сегодня крайне популярен видеоарт, в этом году все четыре номинанта на Премию Тернера используют видео. Но и классическая живопись по-прежнему актуальна. Мы с Джулианом Беллом выпустили, на мой взгляд, замечательную книгу под названием «Что такое живопись?». Так что картины пока живее всех живых. Также популярны книги по истории искусства и биографии.

Я знаю, что вы занимаетесь детской литературой. В чем принципиальная разница между взрослыми и детскими книгами об искусстве? 

Может, и нет никакой разницы. Иногда книги, написанные для детей, подходят и для взрослых. В выборе детской литературы я концентрируюсь на иллюстрациях. Со страстью отношусь к переизданию старых книг. Недавно мы в Tames & Hudson выпустили книгу «Локомотив» с иллюстрациями польских художников Яна Левитта и Джорджа (Ежи) Хима, впервые опубликованную в 1930-х. В издательстве Галереи Тейт мы публиковали книги Самуила Маршака и Владимира Лебедева, детскую книгу Эль Лисицкого «Супрематический сказ про два квадрата».

А какие вы видите сложности с популярной литературой об искусстве сейчас?

Большой проблемой является низкое качество репродукций. Поэтому стоит доверять только книге из хорошего источника. При печати приходится использовать несколько тестов цветопроб, чтобы качество соответствовало. Такой опыт у меня был в издательстве Тейт, например, с каталогом Анри Матисса. Приезжал его правнук Жорж Матисс, проверял каждый отпечаток. Это была очень успешная книга, мы переиздавали ее неоднократно. И всякий раз он приезжал в Лондон и сравнивал отпечатки с работами на стене. Это все реально сделать, но, увы, не все издательства поступают подобным образом, так что это отличительная черта высококачественных книг.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+