18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Музей может обидеть каждый

Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить

Хочу сразу уточнить: я пишу не информационный текст, а колонку, то есть высказываю личное мнение, естественно, субъективное — другого личного мнения не бывает. 

В пятницу Третьяковская галерея устроила общественное обсуждение «Нужны ли правила музею?» в зале Врубеля. Так, с одной стороны, она ущемила права зрителей (они два часа не могли посмотреть на «Демона»), с другой — поставила себя в заведомо выгодное положение: хамить перед шедеврами труднее, чем в соцсетях. Просто невозможно. Одно дело грозить в виртуальном пространстве, другое — видеть, где именно ты собирался устроить флешмоб и нарочно говорить с друзьями, чтобы лично убедиться: выведут и оскорбят. Так же невозможно сказать в лицо сотрудникам Третьяковки, что они совок, желают видеть музей без посетителей (то есть дураки) и много денег (жадные до них) — не такие у сотрудников и сотрудниц музея лица.

Скандал в соцсетях, расскажу, если кто не знает, вспыхнул после того, как на Facebook человек, назвавший себя Tnargime Rǝnni, род занятий theater explorer, рассказал, как его выгнали из Третьяковской галереи, когда он объяснял увиденное двум друзьям. Смотрители и охрана посчитали дружескую беседу несанкционированной экскурсией, запрещенной музейными правилами. Я Tnargime Rǝnni не знаю, проверить его рассказ не могу — вел ли он экскурсию или дружески беседовал. Допускаю, что служители и охрана переусердствовали. Но выводы театрального исследователя вроде «Оказалось, что это целенаправленная охрана искусства от мнения, обсуждения и дискуссий» меня смешат. 

Однако не смешны последовавшие дискуссии. Оказалось, что многих в Третьяковке обидели — кого только что, кого давным-давно. Кого-то не обижали, но и это повод обличать в корысти и безмозглости и грозить Конституционным судом. 

Не буду перечислять все угрозы и обвинения, обрушившиеся на сотрудников галереи и ее директора. Многие просто неприличны, другие доказывают, что обвинители в музее были разве что в далекие школьные годы, потому что советуют, например, завести аудиогиды, которые давно в Третьяковке имеются. Мне хочется понять причину ненависти. 

На истоки ее при обсуждении (запись можно посмотреть на сайте галереи) указал доктор искусствоведения Алексей Лебедев, эксперт в музейном деле. Когда-то, передаю своими словами, музей был храмом и правила поведения в нем были строгие, потом его стали считать местом общения и пошли навстречу посетителю, зайдя, возможно, дальше разумного. Еще музей — это фирма, бренд, он должен зарабатывать и отвечать за свое имя и за все, что происходит в его стенах. Плюс к этому состояние общества. 

Но это проблема не только музея — выполнять все функции одновременно, но и зрителей. Они ждут и требуют от музея невозможного — идеального. Чтобы можно было говорить и сосредоточенно созерцать в тишине, развлекаться и вдумываться, иметь вышколенных и безупречно вежливых смотрителей и экскурсоводов на любой вкус. Директора, всегда готового навести порядок во всех залах одновременно и находить деньги на выставки и починку крыши. То есть музей должен и обслуживать посетителя как слуга народа, и духовно возвышать его, он ведь храм. Быть совершенным в несовершенном обществе. А Третьяковская галерея — да, этого не может. 

Как и ни один музей мира, особенно большой и посещаемый. И разговоры, что в Лувре разрешают все — я был, никто не выгонял, — тут не помогут. Лувр, особенно в зале с «Моной Лизой», — как трамвай в час пик и на храм никак не похож. Он демократичнее чем, например, Национальная галерея в Лондоне, Уффици во Флоренции или Прадо в Мадриде, но от толп там не продохнуть.

Ради разведения экскурсионных потоков в Лаврушинском Третьяковка и приняла новые правила. В чем они заключаются и какие в них внесены коррективы, можно прочитать на сайте галереи (раздел «Посетителям»). Про волнующих многих вопрос, что такое экскурсия для одного человека, на обсуждении был дан ответ. Если вы постоянно, даже ежедневно, появляетесь в залах музея в Лаврушинском со своим другом или родственником, у вас, как у Деточкина, их много, то вас сочтут ведущим экскурсии. Как правило, таких людей в музее знают в лицо. Что касается групп студентов профильных и непрофильных вузов, а также школьников, то их просят заранее регистрироваться, это необходимо для соблюдения порядка в тесных залах музея. Плата за экскурсии будет отменена.

И последнее. Tnargime Rǝnni в своем незабвенном посте написал, что, выдворив его, Третьяковка разом зачеркнула все хорошее, что делала многие годы. А я вот готова ей многое простить — как же жить не прощая! — за отличные выставки, за смелые эксперименты, за патриотизм, отличный от воинственного официального, за стремление меняться и верность традициям. Потому что хочется, согласитесь, привести детей и внуков в то же место, где ты был когда-то потрясен «Демоном». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+