18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Когда рынок был маленьким

№64
Материал из газеты

В своей откровенной и ностальгической книге коллекционер Валерий Дудаков рассказал о том, кто и как собирал искусство в СССР

Книге Валерия Дудакова «Коллекционеры» дан коммерчески привлекательный подзаголовок «Они были легальными миллионерами в СССР». С содержанием он мало связан — там речь идет вовсе не о накопителях художественного богатства, а об одержимых страстью собирательства, для кого любовь к искусству была важным, но не единственным стимулом создания коллекций, важна была и возможность жить в особом, замкнутом и несоветском мире.

Собранные в книгу 27 очерков о коллекционерах СССР (плюс один о современных — Тамазе и Ивете Манашеровых), возможно, были задуманы как цикл для какого-то периодического издания, поскольку все они одинаково небольшие и содержат повторяющиеся сведения, в том числе о самом авторе. Валерий Дудаков известен не только своим блестящим собранием, но и общественной деятельностью: в 1987 году он стал руководителем отдела частных коллекций и зарубежных выставок Советского фонда культуры, а позже главой Клуба коллекционеров изобразительного искусства. С рассказа о себе автор и начинает свою откровенно ностальгическую книгу, вспоминая времена, когда основными источниками пополнения коллекций были две московские комиссионки, наследники художников и внутренний обмен, а подделки изготовляли скорее из духа авантюризма, чем для наживы.

Среди героев сборника есть персоны известные, чьим собраниям были посвящены выставки и статьи: Георгий Костаки, Никита Лобанов-Ростовский, Игорь Санович, Соломон Шустер. Есть и менее прославленные, хотя коллекцию доктора физико-математических наук Абрама Чудновского Дудаков считает второй по полноте и качеству после собрания Костаки. А вот создателя онкоцентра Николая Блохина помнят вовсе не как успешного коллекционера. Но он был таковым благодаря материальной обеспеченности и «возможности получать задешево интересующие его произведения в силу специфики своей работы»; «собирательство скрашивало его досуг». Возникают и персонажи, знакомые лишь узкому кругу: «Торсуев, Безобразов, Свешников и еще два-три энтузиаста-спекулянта в 1960-х — начале 1970-х годов и составляли „антикварный рынок“ на всем пространстве Союза».

Юрию Торсуеву, «скорее дилеру и спекулянту», чем коллекционеру, наставнику автора в деле собирательства, посвящены лучшие страницы. Где честно сказано про умение не стесняясь «впаривать» и саморучно изготовлять «фальшаки», но зато «он относился к собирательству профессионально, страстно и иронично одновременно, и это придавало очарование его плутовству». Вот такие искренние характеристики придают обаяние и книге Дудакова.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+