18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Когда рынок был маленьким

№64
Материал из газеты

В своей откровенной и ностальгической книге коллекционер Валерий Дудаков рассказал о том, кто и как собирал искусство в СССР

Книге Валерия Дудакова «Коллекционеры» дан коммерчески привлекательный подзаголовок «Они были легальными миллионерами в СССР». С содержанием он мало связан — там речь идет вовсе не о накопителях художественного богатства, а об одержимых страстью собирательства, для кого любовь к искусству была важным, но не единственным стимулом создания коллекций, важна была и возможность жить в особом, замкнутом и несоветском мире.

Собранные в книгу 27 очерков о коллекционерах СССР (плюс один о современных — Тамазе и Ивете Манашеровых), возможно, были задуманы как цикл для какого-то периодического издания, поскольку все они одинаково небольшие и содержат повторяющиеся сведения, в том числе о самом авторе. Валерий Дудаков известен не только своим блестящим собранием, но и общественной деятельностью: в 1987 году он стал руководителем отдела частных коллекций и зарубежных выставок Советского фонда культуры, а позже главой Клуба коллекционеров изобразительного искусства. С рассказа о себе автор и начинает свою откровенно ностальгическую книгу, вспоминая времена, когда основными источниками пополнения коллекций были две московские комиссионки, наследники художников и внутренний обмен, а подделки изготовляли скорее из духа авантюризма, чем для наживы.

Среди героев сборника есть персоны известные, чьим собраниям были посвящены выставки и статьи: Георгий Костаки, Никита Лобанов-Ростовский, Игорь Санович, Соломон Шустер. Есть и менее прославленные, хотя коллекцию доктора физико-математических наук Абрама Чудновского Дудаков считает второй по полноте и качеству после собрания Костаки. А вот создателя онкоцентра Николая Блохина помнят вовсе не как успешного коллекционера. Но он был таковым благодаря материальной обеспеченности и «возможности получать задешево интересующие его произведения в силу специфики своей работы»; «собирательство скрашивало его досуг». Возникают и персонажи, знакомые лишь узкому кругу: «Торсуев, Безобразов, Свешников и еще два-три энтузиаста-спекулянта в 1960-х — начале 1970-х годов и составляли „антикварный рынок“ на всем пространстве Союза».

Юрию Торсуеву, «скорее дилеру и спекулянту», чем коллекционеру, наставнику автора в деле собирательства, посвящены лучшие страницы. Где честно сказано про умение не стесняясь «впаривать» и саморучно изготовлять «фальшаки», но зато «он относился к собирательству профессионально, страстно и иронично одновременно, и это придавало очарование его плутовству». Вот такие искренние характеристики придают обаяние и книге Дудакова.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+