18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Студия Джакометти воссоздана на новом месте

№65
Материал из газеты

Мастерская швейцарского скульптора переехала в Институт Джакометти — новый исследовательский центр и выставочное пространство в 14-м округе Парижа, всего в 1,6 км от дома, где студия находилась раньше

На протяжении почти 40 лет свои знаменитые скульптуры Альберто Джакометти создавал на небольшом пятачке — на 23 кв. м мастерской в Монпарнасе. «Там было очень тесно, он едва умещался, — рассказывает Катрин Гренье, директор и главный куратор Фонда Альберто и Аннетт Джакометти в Париже, где хранится крупнейшая в мире коллекция работ художника. — Ему нравился хаос... Альберто говорил, что обстановка в мастерской похожа на то, что творится внутри его черепа». Джакометти умер в 1966 году, не оставив завещания, но благодаря его вдове Аннетт удалось сохранить все содержимое маленькой студии. Более полувека спустя фонд, унаследовавший эту реликвию, открыл реконструированную мастерскую для широкой публики.

Гренье объясняет, что хаотичное на первый взгляд нагромождение стало «воспроизведением» рабочего места Джакометти, а не точной копией какого-то определенного дня: «Здесь все пропитано его духом». Инсталляция станет ядром нового исследовательского центра и выставочного пространства, посвященного творчеству швейцарского мастера, которые расположены в 14-м округе Парижа, всего в 1,6 км от дома, где мастерская находилась изначально. Будущий Институт Джакометти уже частично работает с 21 июня в особняке в стиле ар-деко, где прежде творил художник и дизайнер интерьеров Поль Фолло. «Потребовался год, чтобы найти место, и еще год на его реставрацию», — говорит Гренье.

Площадь пространства, отреставрированного архитектором Паскалем Грассо, составляет всего 350 кв. м; посетить студию можно будет только по предварительной записи, чтобы не создавать толп. Выбор названия «институт», как и уютного месторасположения, был сознательным. «В Париже так много музеев, что нет необходимости еще в одном», — поясняет Гренье, которая прежде была заместителем директора одной из крупнейших парижских институций — Центра Помпиду.

Обстановка студии будет меняться редко, и, по словам Гренье, все в ней настоящее. Видавшая виды мебель та же, что стояла у Джакометти много лет, и все работы подлинные. «Мы предпочитаем восстанавливать, вместо того чтобы просто копировать», — утверждает Гренье. В числе прочего посетители увидят недавно восстановленные гипсовые скульптуры, которые Джакометти рассматривал как самостоятельные работы, а «не просто подготовительный этап перед бронзой».

Обстановку воссоздавали по «тысячам фотографий студии», хранящихся в архивах фонда. К тому же студия увековечена писателем Жаном Жене, который в своем эссе 1957 года назвал ее «самым важным и полным» собранием работ Джакометти, «его альтер эго, сутью и окончательным итогом его художественного гения». Эта статья стала источником вдохновения для первой временной выставки в институте, она посвящена дружбе Джакометти и Жене (до 16 сентября).

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+