18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Студия Джакометти воссоздана на новом месте

№65
Материал из газеты

Мастерская швейцарского скульптора переехала в Институт Джакометти — новый исследовательский центр и выставочное пространство в 14-м округе Парижа, всего в 1,6 км от дома, где студия находилась раньше

На протяжении почти 40 лет свои знаменитые скульптуры Альберто Джакометти создавал на небольшом пятачке — на 23 кв. м мастерской в Монпарнасе. «Там было очень тесно, он едва умещался, — рассказывает Катрин Гренье, директор и главный куратор Фонда Альберто и Аннетт Джакометти в Париже, где хранится крупнейшая в мире коллекция работ художника. — Ему нравился хаос... Альберто говорил, что обстановка в мастерской похожа на то, что творится внутри его черепа». Джакометти умер в 1966 году, не оставив завещания, но благодаря его вдове Аннетт удалось сохранить все содержимое маленькой студии. Более полувека спустя фонд, унаследовавший эту реликвию, открыл реконструированную мастерскую для широкой публики.

Гренье объясняет, что хаотичное на первый взгляд нагромождение стало «воспроизведением» рабочего места Джакометти, а не точной копией какого-то определенного дня: «Здесь все пропитано его духом». Инсталляция станет ядром нового исследовательского центра и выставочного пространства, посвященного творчеству швейцарского мастера, которые расположены в 14-м округе Парижа, всего в 1,6 км от дома, где мастерская находилась изначально. Будущий Институт Джакометти уже частично работает с 21 июня в особняке в стиле ар-деко, где прежде творил художник и дизайнер интерьеров Поль Фолло. «Потребовался год, чтобы найти место, и еще год на его реставрацию», — говорит Гренье.

Площадь пространства, отреставрированного архитектором Паскалем Грассо, составляет всего 350 кв. м; посетить студию можно будет только по предварительной записи, чтобы не создавать толп. Выбор названия «институт», как и уютного месторасположения, был сознательным. «В Париже так много музеев, что нет необходимости еще в одном», — поясняет Гренье, которая прежде была заместителем директора одной из крупнейших парижских институций — Центра Помпиду.

Обстановка студии будет меняться редко, и, по словам Гренье, все в ней настоящее. Видавшая виды мебель та же, что стояла у Джакометти много лет, и все работы подлинные. «Мы предпочитаем восстанавливать, вместо того чтобы просто копировать», — утверждает Гренье. В числе прочего посетители увидят недавно восстановленные гипсовые скульптуры, которые Джакометти рассматривал как самостоятельные работы, а «не просто подготовительный этап перед бронзой».

Обстановку воссоздавали по «тысячам фотографий студии», хранящихся в архивах фонда. К тому же студия увековечена писателем Жаном Жене, который в своем эссе 1957 года назвал ее «самым важным и полным» собранием работ Джакометти, «его альтер эго, сутью и окончательным итогом его художественного гения». Эта статья стала источником вдохновения для первой временной выставки в институте, она посвящена дружбе Джакометти и Жене (до 16 сентября).

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+