18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Историк Джон Пембл не узнает себя в Риме

№64
Материал из газеты

Автор размышляет о том, как Вечный город утратил былое величие

Прежде Джон Пембл радовал нас своими размышлениями о «средиземноморской страсти» людей викторианской эпохи и о культурной истории постреспубликанской Венеции вплоть до ее угасания в XX веке. Теперь же, в индивидуальной краткой манере, он обращает свой взор на Рим. Здесь его тема — «утраченная» вечность, разрушение города, где в далеком прошлом «мистическое соединение священного и мирского сделало человечество божественным и божественное — человечным».

Рисуя эту грандиозную картину, Пембл приводит свидетельства, позаимствованные у высокой культуры и ее приверженцев. В его Риме нет места для простого люда, в том числе для иммигрантов, прибывающих из разных уголков все еще расширяющегося мира (в 1850 году население города составляло менее 200 тыс. человек, а к 1950-му его численность достигла 2 млн — и он продолжает разрастаться).

Как отмечает Пембл, «часто говорится и легко верится в то, что чужестранцы в Риме чувствовали себя как дома, а римляне были чужестранцами». Автор с печалью размышляет о «мятущемся» современном разуме. Уже в XIX веке началось «потускнение света», Рим перестал быть «путеводной звездой на художественном небосводе», а «прекрасные вещи стали сухими документами». А XX век оказался еще хуже. Пембл испытывает презрение к помпезному монументу королю Виктору-Эммануилу II, а его традиционный антифашизм исключает одобрительную оценку муссолиниевского Квадратного Колизея.

В конце книги — правда, датируя свое высказывание рубежом тысячелетия, — Пембл дает надежду, заявляя о крушении постмодернизма и появлении просветительской мечты о рацио­нальности и толерантности. Но на этих же последних страницах Рим, как ни прискорбно, исчезает.

Начинает же Пембл свои раздумья с предположения о том, что Рим — это несостоявшаяся столица позитивного Европейского союза; он мог бы стать источником «наднациональной преданности и патриотизма» и тем самым благоприятствовать «возрождению и спасению» западной цивилизации. Тут читатель вправе задуматься: а не взята ли Пемблом тема Рима и его мифов только для вида? Не исключено, что между строк выражена тоска по утраченной Британской империи, сократившейся до гадкой «маленькой Англии». 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+