Покупайте российское!

№64, июнь 2018
№64
Материал из газеты

«Русская неделя» в Лондоне уже стала доброй английской традицией, и никакие дипломатические скандалы ей не помеха. С 3 по 6 июня аукционные дома выставляют на торги работы Малевича, Сомова, Григорьева и Шишкина

Парные фарфоровые вазы с основаниями из золоченой бронзы. 1825. Императорский фарфоровый завод. Фото: Sotheby’s
Парные фарфоровые вазы с основаниями из золоченой бронзы. 1825. Императорский фарфоровый завод.
Фото: Sotheby’s

На традиционной «русской неделе» в Лондоне почти нет миллионных эстимейтов, зато немало крепких работ для широкого круга собирателей. Торги четырех аукционных домов уместились в три дня, открывает «неделю» 4 июня Christie’s. 

Впрочем, первая же десятка лотов может заста­вить поволноваться. Графические и живописные работы мирискусника Константина Сомова происходят из того же собрания, которое Christie’s триумфально распродавал в 2006–2007 годах. Тогда ушли «сливки» вроде «Русской пасторали» и «Радуги», установившей рекорд в £3,7 млн. В нынешней подборке эстимейты не превышают £80 тыс., но сомовского изящества им не занимать. Почти все они выполнены в 1930-е годы, на закате лет, в парижской эмиграции. Все десять были подарены последней модели и душевному другу, молодому боксеру и натурщику Борису Снежковскому, наследники которого и распродают собрание. Первым номером идет карандашный «Автопортрет» 1933 года (£8–12 тыс.). Сомову на нем 64 года, и в письме сестре он замечает, что исполнил его «в старой манере», в духе знаменитого портрета Александра Блока из Третьяковской галереи. Самые дорогие в подборке — два живописных портрета фактурного, розовощекого Снежковского с обаятельной улыбкой и неизменной сигаретой в руке (£60–80 тыс. каждый). Единственная работа русского периода — изящная живописная «открытка» (5,5х9,8 см) «Дневной сон» 1921 года, воспевающая галантный XVIII век (£10–15 тыс.).

На обложку каталога Christie’s вынесена «Матушка Агата» Бориса Григорьева, одна из характерных и наиболее ярких работ его бретонского цикла 1920‑х годов (£250–350 тыс.). Картина участвовала в важных для Григорьева выставках: персональной в New Gallery в Нью-Йорке и ежегодной экспозиции живописи в Институте Карнеги в Питтсбурге. Еще одна жемчужина каталога — «Танцовщица в испанском костюме» Александра Яковлева (£400–600 тыс.). Почти двухметровый портрет, исполненный углем и сангиной, вероятно, изображает Анну Павлову в то время, когда она танцевала Китри в «Дон-Кихоте» на сцене Ковент-Гардена. В отличие от более раннего живописного портрета балерины, здесь нет и тени манерности, лишь чистая грация под кружевной мантильей.

Александр Дейнека (1899–1969). «Натюрморт с дичью». Фото: Bonhams
Александр Дейнека (1899–1969). «Натюрморт с дичью».
Фото: Bonhams

Достойную пару ей составляет загадочный «Арлекин» в черной маске, крупноформатная сангина, которую днем позже выставит на торги Sotheby’s (£150–200 тыс.). Театр и разного рода театральность привлекали Яковлева, еще в молодости игравшего в пантомимах Всеволода Мейерхольда. Арлекином же он изобразил себя на известном двойном автопортрете с Шухаевым — Пьеро. Работа Василия Шухаева тоже в топ-лотах у Sotheby’s. «Русский пейзаж» с крестьянами в красных косоворотках (£250–350 тыс.), несмотря на название, вдохновлен финской деревней Мустамяки, где художник в течение десяти месяцев 1920 года ждал визу и документы от Яковлева, уже уехавшего в Париж. 

Есть у Sotheby’s и Малевич — ранняя работа из так называемой желтой серии, исполненная в 1907 году под влиянием символизма «Голубой розы». Как и другие картины серии, «Тайна искушения» (£250–350 тыс.) написана на религиозный сюжет, но своеобразно трактованный: героини Казимира Малевича не бесплотны, а его наивное восхищение женским началом сходно с тем, что испытывал Поль Гоген перед таитянками. Christie’s Малевича на «русской неделе» не выставляет: два его важных произведения ушли на более престижные и дорогие торги импрессионистов и модернистов в мае в Нью-Йорке и 20 июня в Лондоне.

Борис Григорьев. «Матушка Агата». 1924. Фото: Christie’s
Борис Григорьев. «Матушка Агата». 1924.
Фото: Christie’s

В отдельный аукцион Sotheby’s выделяет декоративно-прикладное искусство. Монументальные (почти полтора метра в высоту) парные фарфоровые вазы представляют самый ранний из известных образцов такого рода предметов (£1–1,5 млн). Заказ был получен Императорской фарфоровой мануфактурой при Александре I и закончен в 1825 году.
Завершают «русскую неделю» аукционы Bonhams и MacDougall’s, назначенные на 6 июня. В топ-лотах у первого — «Башня» Николая Рериха, эскиз неосуществленной постановки «Принцессы Мален» Мориса Метерлинка в Московском свободном театре (£120–180 тыс.), и «Автопортрет с кистями» Зинаиды Серебряковой, написанный в Париже сразу после войны (£100–150 тыс.). А также непривычный жанр у двух известных художников — «Натюрморт с ромашками» Николая Фешина (£100–150 тыс.) и «Натюрморт с дичью» Александра Дейнеки (£110–120 тыс.).

Главные лоты MacDou­gall’s — вечная классика, полутораметровый «Сосновый бор близ Елабуги» Ивана Шишкина (£800 тыс. — £1,2 млн), фривольное «Свидание в парке» Константина Сомова, смешавшее современность с галантными сценами позапрошлого века (£500–700 тыс.), и затесавшийся среди академиков экспрессивный резидент парижского «Улья» Хаим Сутин с портретом своей покровительницы Мадлен Кастен («Уснувшая с книгой», £300–500 тыс.). Как всегда, у MacDougall’s основательно представлен ХХ век. Лучшие работы — характерный советский образ «Женщина в желтом платье» Дейнеки (£300–500 тыс.) и написанная в те же 1950-е годы в мастерской на Нижней Масловке, но словно пришедшая с другой планеты рафинированная «Лежащая обнаженная» Георгия Нисского (£180–300 тыс.), долгое время находившаяся в коллекции художника Макса Бирштейна.  Ирина Осипова

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+