18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русские торги Christie’s прошли с энтузиазмом и рекордами

«Натюрморт с чайником и апельсинами» Наталии Гончаровой продан за внушительные £2,4 млн, «Прошлое Великого Новгорода» Аполлинария Васнецова ушло за рекордные £849 тыс

Аукцион русского искусства Christie’s открыл неделю русских торгов в Лондоне, которые обычно служат важным ориентиром для покупателей. Аукцион задал отличный тон: и живопись, и произведения прикладного искусства разошлись стремительно (уход лотов явно составил более 80%). Последние полтора года в лондонских аукционных залах, когда там продавалось русское искусство, царила печаль: цены упали, каталоги стали тоньше, вечерние торги (они по традиции более статусные) отменили. И вот, кажется, наступил перелом к лучшему.

За £2,408 млн продан «Натюрморт с чайником и апельсинами» Наталии Гончаровой 1909–1910 годов, заметно превысивший предварительную оценку в £500–700 тыс. Это полотно долгое время приписывали мужу Гончаровой, авангардисту Михаилу Ларионову. Никакой дискриминации художницы тут не было: ошиблась вторая жена Ларионова, Александра Томилина-Ларионова, у которой картину и купил последний владелец в 1966 году. После публикации стало ясно, что полотно не могло быть написано Ларионовым: не похожи ни композиция, ни фактура, ни даже набор предметов на столе (художник не любил писать круглые яблоки или апельсины, а предпочитал асимметричные груши). Окончательно идентифицировала полотно эксперт Елена Баснер, указав на номер на обороте картины — точно такими же были помечены другие полотна Гончаровой, предназначенные для выставки в петербургском бюро Надежды Добычиной, первой русской профессиональной галеристки. Полученные после упорного торга £2,4 млн не рекорд для художницы, ее «Испанка» стоила £6,4 млн — но то было в более благосклонном к русскому арт-рынку 2010 году и на интернациональных торгах.

Зато рекордными являются £849 тыс. за «Прошлое Великого Новгорода» Аполлинария Васнецова (прежняя максимальная цена для художника составляла £300 тыс.). Большое сказочное полотно написано в процессе работы над декорациями к опере Римского-Корсакова «Садко» в Мариинском театре в 1900 году, по следам нескольких поездок в Новгород. Картину никто не видел почти 90 лет. После того как она была показана в Строгановском училище в Петербурге и затем на выставке передвижников в Москве, она хранилась в частной коллекции.

Благополучно распродан и традиционный для Christie’s раздел графики с рисунками Константина Сомова и Льва Бакста, и необычно большой для этого консервативного дома раздел нонконформистов; среди разочарований можно назвать неуход горного пейзажа Николая Рериха (эстимейт был £300–500 тыс.) и слишком скромные для такого важного произведения, как «Святое семейство» Василия Верещагина, £368,7 тыс.

Предметы фирмы Фабереже проданы, как всегда на Christie’s, триумфально. Среди самых впечатляющих цен — £704 тыс. за шагающего серебряного носорога и £788 тыс. за миниатюрный портшез, сделанный мастером Михаилом Перхиным для голландского магната резиновой промышленности Максимилиана Отмара Нойшеллера.

Окончательный итог аукциона Christie’s будет известен позже, впереди — русские торги Sotheby’s, MacDougall’s и Bonhams.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+