18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Произведения Огюста Родена воссоединили с их античной натурой

№63
Материал из газеты

Британский музей посвятил выставку влиянию Древней Греции на скульптора, устроив диалог работ мастера с шедеврами Парфенона

Огюста Родена при жизни сравнивали с Микеланджело. И как все подобного рода параллели, они скорее вкусовые, чем основанные на фактах. Впрочем, мэтра с великим флорентинцем сближают и градус экспрессии, и любовь к non finito, когда из каменного блока высвобождается лишь часть формы. Роден и не скрывал, что, оказавшись в Италии в 1876 году, «внезапно влюбился в великого флорентинца» и что его собственные «работы несут на себе отпечаток этой страсти». Тот же «Мыслитель» (1882) напоминает фигуру Лоренцо Медичи в знаменитой капелле Медичи во Флоренции. И по характеру Роден с Микеланджело были схожи — выше всего ставили свободу творчества, из-за чего не раз конфликтовали с заказчиками. Показательна в этом смысле история раннего гипсового бюста Родена «Человек со сломанным носом» (1864), треснувшего в мастерской от мороза, что не помешало 25-летнему скульптору послать его на Салон, посчитав, что теперь он напоминает античную маску. Но жюри сочло его уродливым и отклонило. Роден думал иначе: «Эта маска повлияла на все мои будущие работы. Я всегда помнил ее, что бы ни делал после». Такую же реакцию вызывали и другие его произведения, которые сегодня считаются классикой, как, например, заказанный для Пантеона в Париже Виктор Гюго, которого Роден решил изобразить обнаженным титаном, и уже на этапе эскиза он был забракован властями, как и Бальзак, массивную оплывшую фигуру которого скульптор закутал в халат.

Отметающий все каноны академизма Роден, конечно, был художником романтизма с его «бурей и натиском». Но была у него и другая страсть, не менее важная, хотя о ней вспоминают нечасто, — искусство Древней Греции, влиянию которого на скульптора и посвящена выставка в Британском музее. Приехав в Лондон в первый раз в 1881 году, Роден посетил знаменитый музей, где был потрясен изваяниями Парфенона, ходил туда чуть ли не ежедневно, делая бесчисленные зарисовки. И продолжал делать это каждый раз, оказываясь в Лондоне. А Фидия, без которого не было бы этих шедевров, он считал величайшим скульптором всех времен. 

На выставку из парижского Музея Родена привезли 80 скульптур из разных материалов (глина, мрамор, бронза), в том числе античные артефакты из личной коллекции маэстро. Роден собирал их всю жизнь в своем доме в Медоне, демонстрируя их гостям при ночном освещении, а летом выставляя в саду. В Британском музее работы самого мэтра показаны в диалоге с античными образцами — чтобы наглядно можно было сравнить, чем он вдохновлялся. Так, гипсовый эскиз «Поцелуя» (1882) расположился рядом с мраморными фигурами двух богинь с восточного фронтона Парфенона — и зритель сразу видит совпадение поз и композиции, как и в рельефе с северного фриза с группой юношей, седлающих коней, фигура одного из которых повторяется в «Бронзовом веке» (1876) Родена. А еще одна женская фигура без рук и головы в паре с «Шагающим человеком» мастера отсылают нас к возникшему у него интересу к non finito благодаря не только «Рабам» Микеланджело, но и пострадавшим от времени античным памятникам.  

Британский музей
Роден и искусство Древней Греции
До 29 июля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+