18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дворец Петра I в Летнем саду открылся после реставрации

К моменту начала работ, которые обошлись в 220 млн руб., здание находилось в катастрофическом состоянии

Летний дворец, одно из старейших зданий Санкт-Петербурга, был построен на небольшом участке земли между Невой и Фонтанкой, на месте бывшей усадьбы шведского подданного, майора Коннау. Автором проекта дворца был Доменико Трезини, в оформлении принимали участие Захаров, Матвеев, Шлютер. Двухэтажный дворец скромен и состоит всего из 14 комнат и 2 кухонь. Дворец стал летней резиденцией императора: Петр I отдыхал здесь каждое лето начиная с 1714 года и до самой смерти в 1725 году.

Поскольку здание использовалось только в летнее время, то серьезного отопления в нем не было. Тонкие стены дома, ординарные рамы в окнах, а рядом — две большие реки. Все это в непростом северном климате Петербурга создавало дополнительные сложности для сохранения памятника истории и культуры. В результате к моменту начала реставрации Летний дворец, по мнению специалистов, находился уже в катастрофическом состоянии. Но, хотя общая сумма на реставрацию уникальной постройки в ходе работ была сокращена почти в четыре раза (по словам главного архитектора Государственного Русского музея Ирины Тетериной, от 891 млн руб. осталось 220 млн руб.), на качестве реставрации это не сказалось и она была выполнена в установленные сроки. 

Особый предмет заботы составили музейные объекты, качественная реставрация которых не проводилась с XVIII века. Из-за ограниченности в средствах реставраторы (работу выполняли специалисты Русского музея, в комплекс которого с 2004 года входит Летний дворец) часть экспонатов отреставрировали полностью, в том числе дубовые панели с барельефом «Минерва», ветровой прибор с флюгером на крыше и ряд предметов мебели, включая кухонный стол и 3 шкафа, а часть — тщательно расчистили от следов более ранних реставраций и ремонтов и законсервировали — это 11 живописных потолочных плафонов, 7 из которых имели размер приблизительно 2х4 м, 4 настенных живописных медальона, деревянные панели и живописные панно Зеленого кабинета. 

Были проведены полная замена коммуникаций и гидроизоляция фундамента. К сожалению, пришлось полностью заменить старые, исторические рамы в окнах: и потому, что они пришли в полную негодность, и по той причине, что зданию требуются усиленные меры защиты от внешней среды, и по соображениям безопасности.

Реставрация Летнего дворца Петра I стала второй очередью проекта по реставрации всего Летнего сада, начавшейся еще в 2009 году. В 2012 году, после окончания реставрации и реконструкции Летнего сада, был объявлен конкурс на проектную документацию по реставрации Летнего дворца. По предварительным планам она должна была завершиться к 2015 году, но из-за проблем с финансированием и организационных сложностей к работе приступили только в конце 2014-го, сроки сдачи переносили несколько раз. И только к концу мая 2018 года работы окончательно завершили. Вскоре в Летнем дворце Петра I возобновятся экскурсии.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+