18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Передвижники в Каннах: униженные, но награжденные

Программа и лауреаты Международного Каннского кинофестиваля 2018 года странным образом напомнили о событиях почти что старины глубокой — о коллекции живописи, которую некогда собирал великий Павел Михайлович Третьяков

В течение двух недель на Лазурном Берегу в образах страдающих на экране детей и женщин словно возрождались персонажи таких картин, как «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» Василия Перова, «Аленушка» Виктора Васнецова, а интонация повествования напоминала об обличительном пафосе работ Ильи Репина и устрашающих в своей монументальной документальности картинах Василия Верещагина.

«Золотую пальмовую ветвь» получил фильм «Магазинные воришки» японского режиссера Хирокадзу Корээды. Вторая по значению награда — Гран-при жюри досталась Спайку Ли за фильм «Черный куклуксклановец», приз жюри — Надин Лабаки за картину «Капернаум». Есть награда и у российского фильма (сделанного в совместном производстве с Францией, Казахстаном и Китаем): приз за лучшую женскую роль получила казахская актриса Самал Еслямова, героиня «Айки» Сергея Дворцевого.

Получилось, что в этом году все награды достались историям про униженных и оскорбленных. Героиня «Айки», мигрантка из Киргизии, мечется по заснеженной Москве в поисках работы и денег и на грани отчаяния готова продать своего новорожденного младенца. По словам режиссера, роль потребовала от Самал Еслямовой невероятного напряжения: метод съемок, близкий к традициям документального кино и предполагавший импровизацию, заставлял актрису находиться в постоянном напряжении, состоянии, близком к тому, в котором пребывала ее героиня. Это был первый приз основного конкурса, и само награждение выглядело достаточно драматично: вручающая приз Азия Ардженто начала с пылкой речи в защиту прав женщин и потребовала навсегда изгнать с Лазурного Берега оскандалившегося Харви Вайнштейна и ему подобных. 

Фильм Джафара Панахи «Три лица», получившего приз за сценарий, начинается почти как триллер: юная героиня пытается покончить с собой перед камерой мобильного телефона, объясняя свой поступок тем, что родственники не разрешают ей учиться на актрису. На поиски мнимой самоубийцы едут режиссер (его играет сам Панахи) и известная актриса, которой девушка успела отправить запись. Но постепенно детективное расследование превращается в грустно-ироничное бытописание современного иранского общества, жестокого в своем патриархальном отрицании женщины как свободной творческой личности.

В итальянском фильме «Догмен» (режиссер Маттео Гарроне, приз за лучшую мужскую роль у Марчелло Фонте) скромный собачий парикмахер вступает в схватку с местным громилой-мафиози. Кровавых и жестоких сцен здесь почти так же много, как в новом фильме Ларса фон Триера, но они не вызвали у аудитории такого отторжения — возможно, потому, что вписаны в простую и трагическую историю борьбы «маленького человека» за свою честь и достоинство.

Фильм Аличе Рорвакер «Счастлив, как Лазарь», разделившей с Панахи приз за сценарий, основан на реальных событиях: в итальянской глубинке однажды обнаружили целое село, жители которого, отрезанные от внешнего мира, существовали практически в состоянии феодальной зависимости. И хотя история о воскресшем юноше, отправившемся в город на поиски своих односельчан, больше напоминает притчу о добром сердце в мире равнодушия и эгоизма, многие журналисты разглядели в ней актуальную социальную тематику.

В основе черной комедии Спайка Ли о невероятном телефонном романе полицейского-афроамериканца с могущественным ку-клукс-кланом тоже подлинная история. Благодаря умению имитировать произношение белых американцев, герой сумел войти в доверие к магистру ордена, а на собрания местных активистов за него ходил представитель другого, также гонимого расистами народа. Шутки по поводу национального вопроса в этом фильме повторяются и несколько надоедают, но все же это единственная комедия в конкурсе. 

Отмеченный третьим по рангу призом «Капернаум» Надин Лабаки — история 12-летнего мальчика из Бейрута, отбывающего тюремный срок за покушение на убийство и подающего в суд на собственных родителей. И здесь картины нищеты, жестокого отношения к женщинам и детям, сочетание игрового и документального кино. Сама Надин Лабаки снялась в фильме в роли адвоката, а получая приз, говорила о том, что ее актеры-дети после съемок вынуждены вернуться в ту жизнь, которая показана в ленте. 

В конкурсе этого года были и другие фильмы подобной тематики: это и «На войне» Стефана Бризе о борьбе профсоюзов и предпринимателей, и «Дочери Солнца» Надин Юссе о курдских женщинах, с оружием в руках сражающихся против иракских властей. В то же время истории о простых людях с их социально-критической направленностью контрастировали с изысканным символизмом фильмов Нури Бильге Джейлана («Дикая груша»), Ли Чхан Дона («Пылающий») и Цзя Чжанкэ («Пепельный — самый чистый белый»), постмодернистскими коллажами Жан-Люка Годара («Книга образа») и стильным эротическим слэшером (фильм ужасов) Янна Гонсалеса «Нож в сердце», неожиданно напомнившим о классике французского авангарда, фильме Жана Кокто «Кровь поэта».

Выбрав достойные награды картины, жюри распределило между ними призы так, что победителем оказался, пожалуй, самый простой, немного наивный, зато наименее жестокий, а главное — отмеченный чувством юмора фильм японского режиссера Хирокадзу Корээды. Это еще одна семейная история в его фильмографии. Отец и сын после очередного набега на супермаркет, где они воруют с полок продукты, встречают девочку, копающуюся в мусорном баке, и забирают ее к себе домой. Дома их ждут мама, старшая сестра, работающая в секс-клубе, и бабушка, пенсия которой является главным и стабильным источником дохода. Идиллически-ироническая картина семейной жизни становится еще более трогательной, когда выясняется, что все они совсем не родня. Слово «семья» здесь уместно, скорее, в высоком смысле избирательного сродства, когда людей объединяет милосердие и общее чувство юмора.

Когда-то российские передвижники в стремлении посвятить себя сюжетам из городской и сельской жизни отечества отказывались от зарубежных стажировок, пенсионерских поездок в Париж, где уже расцветал импрессионизм. Как заметил искусствовед Михаил Алленов, искусству недосуг оглядеться и присмотреться к формотворческой работе, пока оно привязано к злобе дня. Просветительство и публицистическая риторика оставались и в центре внимания Товарищества передвижных художественных выставок. Заметим, что сама идея передвижения экспозиции чем-то схожа с практикой современных кинофестивалей. И подобно тому, как передвижники противопоставляли себя представителям академического направления и парадной исторической живописи, фестивальное кино борется за внимание зрителя с монументальными блокбастерами широкого проката.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+