The Art Newspaper Russia
Поиск

Йенле Халлунд: «Возможно, искусство в новом фильме Ларса фон Триера — главный герой»

Сценарист ленты Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек» сразу после премьеры в Каннах поговорила с издателем The Art Newspaper и президентом фестиваля кино об искусстве The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL Инной Баженовой

В новом фильме Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек» много цитат из произведений искусства. Можете назвать самые важные для вас?

Да, в фильме много отсылок к художникам и мыслителям разных эпох. Когда мы развивали в сценарии идею ада, мы обратились к дохристианскому периоду. Например, к Вергилию, описавшему античное представление об аде, который есть жизнь после смерти. Гораздо позже Уильям Блейк написал книгу «Бракосочетание рая и ада», в которой перевернул все представления своего времени вверх тормашками. В фильме немало отсылок к Блейку, к важному для него символу водяной мельницы, райским полям и многому другому, чтобы еще раз заставить зрителей задуматься о том, что же мы считаем адом.

В фильмах Ларса и прежде встречались цитаты из живописи. Например, в «Антихристе» была отсылка к Брейгелю. Но в нашем новом фильме появились и Густав Климт, и кубизм. Великое искусство требует великого жертвоприношения — это аргумент Джека (главный герой фильма. — TANR). Он следует мифу, согласно которому, чтобы создать великое произведение искусства, ты должен пожертвовать собой или кем-то другим.

Есть ли здесь какая-то мораль?

Ее нет. Точнее, в фильме нет четкого этического посыла. Это, скорее, возможность для зрителей сформулировать их собственную этическую позицию. Фильм так сложно воспринимается именно потому, что в нем нет простых ответов на вопросы о кризисе, дьяволе или проблемах современности, об отношениях мужчин и женщин. Может, его мораль как раз в этом.

Какова роль искусства в фильме?

Возможно, искусство в фильме — это протагонист, главный герой, даже главнее, чем сам Джек. Ведь это история о том, что значит быть художником и надо ли переживать страдания, кровь и насилие, чтобы достичь величия. Джек вообще не задумывается об этом, но вам приходится, потому что каждый человек неизбежно интерпретирует искусство по-своему.

Справедливость в конце фильма восторжествовала или нет?

Я считаю, что в отношении тех преступлений, которые совершает Джек, не существует возмездия. Даже если вы сгорите в аду — это не торжество справедливости, это просто смерть. Почему никто не верит, что Джек — ужасный серийный убийца? Он приятный человек, и, пока мы не увидим его жестокость, мы не можем в нее поверить, это немыслимо для нас.

Есть опасность, что многие могут неправильно понять этот фильм. Кажется, что он о жестокости. Мы видели, как один за другим зрители уходили с премьеры. Имели ли вы в виду какую-то свою публику, когда делали фильм?

Мы не думали об аудитории, как не думает об этом художник, когда создает свое произведение. Однако хочу сказать, что этот фильм не про убийства женщин или детей. Эти жертвы — манифестация психоза Джека. Человеческая жестокость — она часть нашего ДНК. В фильме это показано достаточно гротескно. К сожалению, я действительно думаю, что не все зрители разглядят это и поймут. Я считаю, что главная жертва здесь — искусство. Потому что в искусстве очень много самозванцев, утверждающих, что они великие художники, но им нечего сказать, они только разрушают. Да, искусство — это отчасти разрушение и смерть, и художникам приходится проходить через них, чтобы потом стать иконами и героями. Но не многие увидят Джека художником или гением, он не получает ничего, кроме смерти.

Значит, это фильм о гениальности?

Это страшная шутка нашей истории: мы часто называем тех, кто более всего жесток и больше всех убивал, великими и гениальными. Да, этот фильм отчасти о том, что мы понимаем под гениальностью. И вряд ли, посмотрев его, вы скажете: Джек гениален, потому что ищет творческое самовыражение через насилие над другими. Все люди — не только художники — всю жизнь строят и снова разрушают в поисках идеала. И это проявляется во всем — в творчестве, в бизнесе и любви.

Материалы по теме
Просмотры: 5072
Популярные материалы
1
РОСИЗО — ГЦСИ лишился обещанного здания на Ходынке
Победивший в международном конкурсе проект ирландского бюро Heneghan Peng стоимостью 16 млрд руб. реализован в Москве не будет.
18 сентября 2018
2
В Новой Третьяковке охватят все грани таланта Михаила Ларионова
С 1920­-х годов было принято выставлять Ларионова и его супругу и соратницу Наталию Гончарову вместе. Нынешняя выставка — попытка компенсировать годы отсутствия персонального внимания к одному из пионеров русского авангарда.
17 сентября 2018
3
Русскую версию экспрессионизма представят в Русском музее
Экспрессионизмом с разной степенью осложнений переболели около ста самых разных художников.
18 сентября 2018
4
Гордо реет знамя супрематизма
В текущем году супрематизм и его основатель захватили выставочные залы и аукционы. Проект Малевича со товарищи продолжается, теперь уже в экспортном исполнении, как это и задумывалось изначально. Об этом колонка Ильдара Галеева для TANR.
14 сентября 2018
5
Оскар Рабин: «Называли нас по-разному, в основном в ругательном смысле»
На The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL состоится московская премьера ленты «Оскар» и встреча с ее режиссерами Евгением Цымбалом и Александром Смолянским. Накануне показа фильма мы поговорили с великим нонконформистом в его парижской мастерской.
17 сентября 2018
6
Первый филиал Музея Виктории и Альберта открылся в шотландском Данди
Амбициозный культурный проект обошелся государственному бюджету в £80 млн. Основатели первого в Шотландии музея дизайна рассчитывают на «эффект Бильбао» — для проектирования эффектного здания пригласили японского архитектора Кэнго Куму.
17 сентября 2018
7
Яна Фабра обвинили в домогательствах
Cотрудники и стажеры театральной компании Яна Фабра Troubleyn присоединились к кампании против сексуальных домогательств #MeToo.
14 сентября 2018
8
Илон Маск отправит в космос восемь художников и японского коллекционера
Первым туристом, который отправится в путешествие вокруг Луны, станет японский миллиардер Юсаку Маэдзава. Он уже сделал предоплату, забронировав десять мест на космическом корабле Big Falcon Rocket — для себя и команды пока неизвестных художников.
19 сентября 2018
9
Реконструкция Русского музея: деньги выделены — сотрудники против
В ближайшее время в Государственном Русском музее начнутся работы по реконструкции стоимостью около $20 млн. Однако сотрудники музея протестуют против самого проекта и связанного с ним переезда.
19 сентября 2018
10
Петра Павленского освободили из парижской тюрьмы
Российский художник будет находиться под судебным контролем и подпиской о невыезде до следующего суда. Он обвиняется в поджоге двери Банка Франции на площади Бастилии в Париже.
14 сентября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru