18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Ретроспектива Франтишека Купки проходит в Гран-пале

№63
Материал из газеты

Подробный академический показ художника должен поставить его в один ряд с другими пионерами абстракции — Василием Кандинским и Казимиром Малевичем

Огромная ретроспектива Франтишека Купки (1871–1957) — самого известного французского художника чешского происхождения, который проложил прямой и логичный путь от венского символизма к космополитической абстракции. В Гран-пале собрано 300 произведений из самых престижных музеев мира, в том числе Центра Помпиду в Париже, Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, Альбертины в Вене, Атенеума в Хельсинки, Национальной галереи в Праге. По словам Маркеты Тейнхардт, сокуратора проекта, историка искусства из Сорбонны, так получилось, что Купка менее известен, чем другие пионеры абстракции — Василий Кандинский и Казимир Малевич. Подробный академический показ художника, начиная с его ранних произведений 1890-х годов до поздних работ 1950-х, должен восполнить этот пробел. Заодно напомнить девиз Купки, который уместен во многих ситуациях и приличествует любому художнику: «Во всех искусствах, когда вы выделите одну вещь, она всегда с самого начала связана и существует из-за наличия другой». 

Купка начинал с картин «Почему мы созданы?» и «Медитации», отсылавших к Ниц­ше и эзотерической философии. Потом была работа иллюстратором-репортером в журналах, которая давала не только заработок, но и свободу мысли. В 1910-е годы художник создает свои первые абстрактные картины «Диски Ньютона. Этюд фигуры в двух цветах» и «Аморфа. Реплика фигуры в двух цветах». В конце 1920-х Купка заинтересовался связью между новым искусством и прогрессом в мире машин и механизмов. Тогда появилась изысканная картина «Fanny Machine: машинерия», которая ближе к конструктивистам. 

В 1931-м Тео ван Дусбург, один из основателей группы De Stijl, пригласил Купку участвовать в создании ассоциации «Абстракция-креация» для поддержки геометрического абстрактного искусства. Купка откликнулся с энтузиазмом, сочинил несколько манифестов, в том числе «Ложь третьего измерения», и создал абстрактные композиции, построенные на взаимодействии черных линий и белого фона.

В последние десятилетия жизни Купка работал над «Серией C» — минималистической линеарной абстракцией, напоминающей одновременно и работы Кандинского, и Мондриана. После показа в Париже выставка осенью 2018 года отправится в Прагу, а весной 2019-го переместится в Хельсинки. 

Гран-пале
Купка. Пионер абстракции
До 30 июля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+