18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Национальной галерее Армении исполняется 95 лет

№63
Материал из газеты

Нынешний год для музея в Ереване пройдет под знаком юбилея художника Минаса Аветисяна

В этом году крупнейшая галерея Закавказья отмечает юбилей: 95 лет назад, в 1923 году, тогдашний республиканский нарком просвещения Асканаз Мравьян обратился к армянским художникам Франции с просьбой помочь создать в Ереване художественный музей. На его призыв откликнулись не только известные живописцы Мартирос Сарьян, Егише Тадевосян, коллекционеры и собиратели национального искусства, но и знаменитые русские художники. Собрать коллекцию помогали Александр Бенуа, Евгений Лансере, Анна Остроумова-Лебедева. Исаак Бродский передал будущему музею работы выдающихся русских мастеров ХХ века: Константина Юона, Бориса Анисфельда, Филиппа Малявина. Благодаря поддержке дарителей фонды музея за десять лет пополнились почти на 1,5 тыс. предметов искусства. С начала 1930-х годов галерея развернула активную выставочную деятельность. И именно в ту пору из музейного фонда Москвы, Третьяковской галереи, Русского музея сюда поступили десятки работ художников русского авангарда.

Кроме основного здания, расположенного в Ереване, у Национальной галереи Армении есть множество филиалов по стране. Как говорит Самвел Ованнисян, заместитель директора по научной работе, структура сложилась еще полвека назад, ее решили не менять. Филиалы имеют свои коллекции, главным образом национального искусства, и предоставляют помещения под временные выставки из других музеев.

Безусловно, жемчужина Национальной галереи Армении — самое крупное в мире собрание работ армянских художников: Ивана Айвазовского (Ованеса Айвазяна), Гарзу (Гарника Зулумяна), Акопа Овнатаняна, Жирайра Оракяна, Мартироса Сарьяна, Вардкеса Суреньянца, Аршака Фетваджяна и многих других. 

«У нас представлены все армянские художники, — рассказал корреспонденту TANR Самвел Ованнисян. — Мы проводим выставки в разных странах, а у нас постоянно представляют свои работы армянские мастера, живущие по всему миру. Сейчас готовим большую выставку к 90-летию Минаса Аветисяна, она откроется в середине мая».

Недавно в Национальной галерее завершилась выставка «Иллюзия и реальность» Геворга и Вардана Тарлоянов, известных французских дизайнеров, уроженцев Еревана, а также экспозиция к 100-летию со дня рождения скульптора Нвард Зарьян (1917–2005). Но главным событием года станет ретроспектива Минаса Аветисяна. Он получил известность в 1962 году, приняв участие в ереванской выставке «Пять художников». На его искусство оказали влияние как французский модернизм и ранний авангард начала XX века, так и традиционное закавказское средневековое искусство. К сожалению, наследие Аветисяна дошло до нас не полностью: в 1972 году пожар в мастерской уничтожил множество его работ, а уже после трагической смерти художника в 1975-м (Аветисяна сбил выехавший на тротуар автомобиль) спитакское землетрясение 1988 года разрушило часть его фресок в Гюмри и дом-музей в Джанджуре. Юбилейная выставка позволит еще раз осмыслить творчество этого важнейшего мастера Армении. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+