Национальной галерее Армении исполняется 95 лет

№63, май 2018
№63
Материал из газеты

Нынешний год для музея в Ереване пройдет под знаком юбилея художника Минаса Аветисяна

Минас Аветисян. «Автопортрет». 1960. Частная коллекция, Ереван. Фото: Национальная галерея Армении
Минас Аветисян. «Автопортрет». 1960. Частная коллекция, Ереван.
Фото: Национальная галерея Армении

В этом году крупнейшая галерея Закавказья отмечает юбилей: 95 лет назад, в 1923 году, тогдашний республиканский нарком просвещения Асканаз Мравьян обратился к армянским художникам Франции с просьбой помочь создать в Ереване художественный музей. На его призыв откликнулись не только известные живописцы Мартирос Сарьян, Егише Тадевосян, коллекционеры и собиратели национального искусства, но и знаменитые русские художники. Собрать коллекцию помогали Александр Бенуа, Евгений Лансере, Анна Остроумова-Лебедева. Исаак Бродский передал будущему музею работы выдающихся русских мастеров ХХ века: Константина Юона, Бориса Анисфельда, Филиппа Малявина. Благодаря поддержке дарителей фонды музея за десять лет пополнились почти на 1,5 тыс. предметов искусства. С начала 1930-х годов галерея развернула активную выставочную деятельность. И именно в ту пору из музейного фонда Москвы, Третьяковской галереи, Русского музея сюда поступили десятки работ художников русского авангарда.

Кроме основного здания, расположенного в Ереване, у Национальной галереи Армении есть множество филиалов по стране. Как говорит Самвел Ованнисян, заместитель директора по научной работе, структура сложилась еще полвека назад, ее решили не менять. Филиалы имеют свои коллекции, главным образом национального искусства, и предоставляют помещения под временные выставки из других музеев.

Иосиф Каралян. «В город». 1958. Собрание Национальной галереи Армении. Фото: Национальная галерея Армении
Иосиф Каралян. «В город». 1958. Собрание Национальной галереи Армении.
Фото: Национальная галерея Армении

Безусловно, жемчужина Национальной галереи Армении — самое крупное в мире собрание работ армянских художников: Ивана Айвазовского (Ованеса Айвазяна), Гарзу (Гарника Зулумяна), Акопа Овнатаняна, Жирайра Оракяна, Мартироса Сарьяна, Вардкеса Суреньянца, Аршака Фетваджяна и многих других. 

«У нас представлены все армянские художники, — рассказал корреспонденту TANR Самвел Ованнисян. — Мы проводим выставки в разных странах, а у нас постоянно представляют свои работы армянские мастера, живущие по всему миру. Сейчас готовим большую выставку к 90-летию Минаса Аветисяна, она откроется в середине мая».

Недавно в Национальной галерее завершилась выставка «Иллюзия и реальность» Геворга и Вардана Тарлоянов, известных французских дизайнеров, уроженцев Еревана, а также экспозиция к 100-летию со дня рождения скульптора Нвард Зарьян (1917–2005). Но главным событием года станет ретроспектива Минаса Аветисяна. Он получил известность в 1962 году, приняв участие в ереванской выставке «Пять художников». На его искусство оказали влияние как французский модернизм и ранний авангард начала XX века, так и традиционное закавказское средневековое искусство. К сожалению, наследие Аветисяна дошло до нас не полностью: в 1972 году пожар в мастерской уничтожил множество его работ, а уже после трагической смерти художника в 1975-м (Аветисяна сбил выехавший на тротуар автомобиль) спитакское землетрясение 1988 года разрушило часть его фресок в Гюмри и дом-музей в Джанджуре. Юбилейная выставка позволит еще раз осмыслить творчество этого важнейшего мастера Армении. 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+