18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Национальной галерее Армении исполняется 95 лет

№63
Материал из газеты

Нынешний год для музея в Ереване пройдет под знаком юбилея художника Минаса Аветисяна

В этом году крупнейшая галерея Закавказья отмечает юбилей: 95 лет назад, в 1923 году, тогдашний республиканский нарком просвещения Асканаз Мравьян обратился к армянским художникам Франции с просьбой помочь создать в Ереване художественный музей. На его призыв откликнулись не только известные живописцы Мартирос Сарьян, Егише Тадевосян, коллекционеры и собиратели национального искусства, но и знаменитые русские художники. Собрать коллекцию помогали Александр Бенуа, Евгений Лансере, Анна Остроумова-Лебедева. Исаак Бродский передал будущему музею работы выдающихся русских мастеров ХХ века: Константина Юона, Бориса Анисфельда, Филиппа Малявина. Благодаря поддержке дарителей фонды музея за десять лет пополнились почти на 1,5 тыс. предметов искусства. С начала 1930-х годов галерея развернула активную выставочную деятельность. И именно в ту пору из музейного фонда Москвы, Третьяковской галереи, Русского музея сюда поступили десятки работ художников русского авангарда.

Кроме основного здания, расположенного в Ереване, у Национальной галереи Армении есть множество филиалов по стране. Как говорит Самвел Ованнисян, заместитель директора по научной работе, структура сложилась еще полвека назад, ее решили не менять. Филиалы имеют свои коллекции, главным образом национального искусства, и предоставляют помещения под временные выставки из других музеев.

Безусловно, жемчужина Национальной галереи Армении — самое крупное в мире собрание работ армянских художников: Ивана Айвазовского (Ованеса Айвазяна), Гарзу (Гарника Зулумяна), Акопа Овнатаняна, Жирайра Оракяна, Мартироса Сарьяна, Вардкеса Суреньянца, Аршака Фетваджяна и многих других. 

«У нас представлены все армянские художники, — рассказал корреспонденту TANR Самвел Ованнисян. — Мы проводим выставки в разных странах, а у нас постоянно представляют свои работы армянские мастера, живущие по всему миру. Сейчас готовим большую выставку к 90-летию Минаса Аветисяна, она откроется в середине мая».

Недавно в Национальной галерее завершилась выставка «Иллюзия и реальность» Геворга и Вардана Тарлоянов, известных французских дизайнеров, уроженцев Еревана, а также экспозиция к 100-летию со дня рождения скульптора Нвард Зарьян (1917–2005). Но главным событием года станет ретроспектива Минаса Аветисяна. Он получил известность в 1962 году, приняв участие в ереванской выставке «Пять художников». На его искусство оказали влияние как французский модернизм и ранний авангард начала XX века, так и традиционное закавказское средневековое искусство. К сожалению, наследие Аветисяна дошло до нас не полностью: в 1972 году пожар в мастерской уничтожил множество его работ, а уже после трагической смерти художника в 1975-м (Аветисяна сбил выехавший на тротуар автомобиль) спитакское землетрясение 1988 года разрушило часть его фресок в Гюмри и дом-музей в Джанджуре. Юбилейная выставка позволит еще раз осмыслить творчество этого важнейшего мастера Армении. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+