Армянский импрессионизм в гостях у русского

№52, апрель 2017
№52
Материал из газеты

В Музее русского импрессионизма открылась выставка произведений из Национальной галереи Армении и Музея русского искусства в Ереване. В экспозиции представлено 58 работ более чем 20 армянских художников

Мартирос Сарьян. «Домик в саду». 1935. Национальная галерея Армении
Мартирос Сарьян. «Домик в саду». 1935. Национальная галерея Армении

После недавнего успеха выставки Евгении Киселевой, зрителей в Музее русского импрессионизма ждет встреча с армянскими художниками первой половины ХХ века, из которых все знают разве что Мартироса Сарьяна (его работы тоже включены в экспозицию). Из названия выставки — «От Москвы до Парижа» — понятно, что художники армянского происхождения учились и жили в России и по всей Европе, работали в рамках европейской школы, но внося в нее национальный колорит.

Так, Вардкес Суренянц (1860–1921) успел поучиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Академии художеств в Мюнхене, много путешествовал по Европе и в результате, впитав уроки немецкого символизма и французского импрессионизма, сформировал свой стиль, став родоначальником исторического жанра в Армении. Здесь надо сразу же отметить, что практически все из представленных художников, где бы они ни учились и ни работали, после того как Армения стала одной из республик СССР, вернулись на историческую родину, хотя вполне успешно были укоренены и в русской художественной жизни.

Егише Тадевосян. «Портрет Жюстины — жены художника». 1903. Национальная галерея Армении
Егише Тадевосян. «Портрет Жюстины — жены художника». 1903. Национальная галерея Армении

Примеры тому — Мартирос Сарьян или Егише Тадевосян (1870–1936), участвовавший в Товариществе передвижных выставок и «Мире искусства», близко друживший с Михаилом Врубелем и Василием Поленовым, с которым не раз совершал путешествия на Ближний Восток. А Ваграм Гайфеджян (1879–1960) учился у Васнецова и Коровина, с которым оформлял спектакли в Большом театре. Еще одна крупная фигура — живописец и скульптор Ерванд Кочар (1899–1979), ученик Петра Кончаловского в московских Свободных художественных мастерских, в 1920–1930-х жил и работал в Париже, где у него было пять персональных выставок, помимо участия в групповых. Его работы хранятся в Центре Жоржа Помпиду и в Музее Ерванда Кочара в Ереване.

Зрителя ждут на выставке и другие открытия, как, например, лиричные, выполненные в лучших традициях импрессионизма пейзажи Седрака Аракеляна (1884–1942).

Произведения (58 работ более 20 художников) предоставили Национальная галерея Армении и Музей русского искусства (коллекция А. Абрамяна) в Ереване. Галерея, владеющая высочайшего уровня работами русских мастеров начала XX века, отправила в музей на время выставки еще четыре произведения: Наталии Гончаровой (1881–1962), Алексея Кравченко (1889–1940), Александра Куприна (1880–1960) и Аристарха Лентулова (1882–1943).

Музей русского импрессионизма
Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа
До 4 июня

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+