В Москве наконец отреставрируют Северный речной вокзал

№63, май 2018
№63
Материал из газеты

Единая концепция включает обновление причальной территории, благоустройство прилегающего парка и реставрацию самого здания — памятника культурного наследия. Именно постройка в стиле сталинский ампир станет ключевой в обновленном ансамбле

Вид на здание Северного речного вокзала со стороны порта. Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Вид на здание Северного речного вокзала со стороны порта.
Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Порт пяти морей

Северный речной вокзал, один из двух столичных портов, был построен одновременно с каналом имени Москвы (Москва — Волга), амбициозным проектом 1930-х годов. В отличие от Южного вокзала, Северный стал фактически речными воротами столицы: именно отсюда суда могли через Волгу и Дон добраться до Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей. Строили вокзал почти пять лет по проекту Алексея Рухлядева и Владимира Кринского.

«Уникальность здания прежде всего в том, что это наглядная иллюстрация так называемого освоения классического наследия, или соцреализма в архитектуре, — рассказывает архитектор, специалист по советской архитектуре 1930–1950-х годов Борис Кондаков. — Сооружение сдавалось летом 1937-го, в это же время проходил Первый съезд советских архитекторов, на котором было объявлено о полной победе над формализмом. Тем не менее здание несет в себе черты архитектуры авангарда, и прежде всего рационализма». 

Вокзал напоминает огромный пароход: три яруса открытых веранд символизируют палубы, центральная башня с высоким шпилем — трубу. Фасады, смотрящие на набережную и парк, решены по-разному: к реке ведет широкая гранитная лестница, в парк смотрит центральный трехарочный вход. «Вокзал встроен в рельеф и стягивает на себя пространство, — продолжает Кондаков. — Это в полной мере можно почувствовать, если попасть внутрь, пройдя череду анфилад. Объем прозрачен, у него нет ни одного сплошного фасада, все здание опоясано галереями».

В ту пору Северный речной вокзал стал одним из символов новой Москвы. «Канал можно ставить в один ряд с ансамблем московского метро первых двух очередей, оба строились во вторую пятилетку, — отмечает Кондаков. — В этих транспортных ансамблях очень хорошо отразился дух времени: поэтика транспорта, текучие линии ар-деко, применение дорогих материалов для создания ощущения роскоши. Как и в метро, по мере строительства канала возрастала степень декоративизма. Северный речной вокзал — это своеобразная станция „Маяковская“. Несмотря на плачевное состояние, здание сохранило высокую степень аутентичности, большинство элементов удалось сохранить».

В 1990–2000-е снижение объема пассажироперевозок привело к передаче здания в аренду коммерческим фирмам и началу запустения, хотя статус памятника архитектуры ему был присвоен еще в 1987 году. В 2010-м здание закрыли по причине аварийного состояния. Отваливающиеся куски фасада, ободранные колонны, протекающая крыша, деревья и кусты на балконах — только малая, видимая часть разрушений. В 2016-м вокзал наконец был передан из федеральной собственности на баланс столицы, и появилась надежда на реставрацию.

Здание Северного речного вокзала, возведенное в 1937 г., останется доминантой для всей прилегающей территории. Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Здание Северного речного вокзала, возведенное в 1937 г., останется доминантой для всей прилегающей территории.
Фото: Марина Лысцева/ТАСС

По прежнему образцу

Сейчас здание передано в ведение ГУП «Мосгортранс» для реставрации и восстановления его основной функции — обслуживания пассажиров речного транспорта. Как рассказал представитель филиала ГУП «Мосгортранс» Сергей Галкин, вокзал подготовлен к проведению работ: он закрыт и охраняется, в помещении наведен порядок, работает отопление. «За 80 лет использования ремонта в здании не проводилось. Длительный срок эксплуатации и факторы природного характера привели к тому, что отдельные элементы находятся в аварийном состоянии. Инженерные сети требуют полной замены, — поясняет Галкин. — Все это будет выполнено в процессе реставрации. Научно-проектная документация сейчас готовится к прохождению государственной экспертизы». В прошлом году Департамент культурного наследия города Москвы утвердил охранное обязательство, которое отразилось и на проекте реставрации. По словам руководителя департамента Алексея Емельянова, Мосгорнаследие этот проект согласовало. Планируется, что реставрация начнется уже в этом году. На первом ее этапе будут преобладать именно противоаварийные работы. 

Изначально здание имело несколько особенных элементов, которые теперь решено восстановить. Шпиль был снабжен телескопическим механизмом, который поднимал и опускал звезду, венчающую строение. Выполненная из стали и позолоченной меди и украшенная самоцветами, она была снята со Спасской башни в 1937 году, когда ее заменили на рубиновую. Сейчас многие камни утеряны, механизм не работает. Часы на башне тоже непростые, их доставили с колокольни Воскресенского собора Волоколамска, закрытого в начале 1930-х (куранты датируют XVIII веком). 

Еще упомянем майоликовые тондо на фасадах, созданные Натальей Данько. Выполненные вручную полутораметровые панно отражали главные достижения эпохи: строительство Дворца Советов и московского метро, освоение Северного полюса и сооружение гидроэлектростанций, появление новых моделей паровозов и дирижаблей. Майолики частично повреждены. «Основная задача реставрации — максимально сохранить и оставить на местах то подлинное, что есть: настенные росписи, светильники, архитектурный декор, — говорит Сергей Галкин. — Утраченные элементы будут   изготовлены заново из тех же материалов (допустим, из природного камня, привезенного из тех же мест, что и в 1930-е). Более поздние элементы будут заменены аналогами первоначальных. Сохранились документы, чертежи, рисунки, фотографии 1930-х годов, по которым можно полностью воссоздать первоначальный облик здания». 

Естественный навигационный период на Москва-реке традиционно длится с конца апреля до начала ноября, и зимой вокзал работал ограниченно. Теперь он будет открыт круглый год как туристический и культурный объект; его включат в структуру городских экскурсионных маршрутов. Проект предусматривает размещение экспозиции об истории создания канала имени Москвы и Северного речного вокзала. 

Сейчас разрабатывается единая концепция благоустройства и развития причальной территории, привокзальной площади, парка. Пока причальная территория принадлежит каналу имени Москвы, парк — музейно-парковому комплексу «Северное Тушино». Единая концепция поможет привести все к общему образу и стилистике. Главным же объектом останется здание вокзала. Реставрацию начнут уже во втором квартале этого года, окончание работ запланировано на 2020 год.  

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+