18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Умер фотограф Magnum Аббас, специализировавшийся на военных конфликтах и религии

Документируя революционные события в родном Иране, Аббас заинтересовался темой мировых религий, которая стала одной из ключевых в его работе

В среду 25 апреля в Париже в возрасте 74 лет скончался иранский фотограф Аббас Аттар (1944–2018), известный просто как Аббас. Он посвятил репортажной фотографии многие десятилетия и был одним из ветеранов фотоагентства Magnum. Основной корпус его работ, в которых размываются границы между фотожурналистикой и искусством, посвящен политическим конфликтам и религии — а зачастую и их причудливым переплетениям. «Он был одним из столпов Magnum, — сказал президент агентства Томас Дворжак после кончины Аббаса, — он был крестным отцом для целого поколения молодых фотожурналистов».

До того как заняться документированием бурных событий исламской революции в Иране с 1978 по 1980 год, Аббас уже освещал конфликты в таких регионах, как Бангладеш, Вьетнам и Северная Ирландия. Но именно революция на родине оказала на фотографа наиболее глубокое влияние, на многие годы определив его профессиональные интересы. Потрясенный силой религиозных убеждений и той ролью, которую они сыграли в приходе к власти аятоллы Хомейни, впоследствии Аббас много путешествовал по миру, фотографируя религиозные обряды и ритуалы не только ислама, но и других мировых религий: христианства, буддизма, индуизма и иудаизма. Снимки, которые он создал в этих поездках, вошли в такие книги, как «Аллаху акбар: Путешествие по воинствующему исламу» (1994), которая обрела новую актуальность после нью-йоркских событий 11 сентября, «Лица христианства: Путешествие в фотографиях» (2000) и «Боги, которых я видел» (2016).

В интервью агентству Magnum в 2017 году Аббас сказал, что, по его мнению, в фотографии существует два метода: «Один — писать светом, а другой — рисовать светом». По словам фотографа, Анри Картье-Брессон и другие его коллеги по Magnum являются сторонниками второго метода, в то время как сам он основывает свое творчество на первом. Он не акцентировал внимание на отдельных моментах времени, воспринимая свои фотографии как взаимосвязанные элементы единого целого. В этом смысле Аббас был рассказчиком, а его снимки — страницами книг на пленке, рассматривать (или, скорее, читать) каждую из которых по отдельности было ничуть не менее увлекательно.

В том же интервью Аббас признался, что благодаря поездке в Новый Орлеан в 1968 году он осознал важность «создания последовательности», то есть выстраивания нарратива, проходящего через всю серию фотографий. Примеры такого подхода можно найти в его книге «Возвращение в Мексику: Путешествие по ту сторону маски» (1992), созданной на основе его путешествий по стране в 1980-х годах.

Фотографии Аббаса не только издавались в виде книг, но и экспонировались в галереях и музеях по всему миру, в том числе в Тегеранском музее современного искусства, Национальном музее Сингапура, Galerie FNAC и Magnum Gallery в Париже, а также в Grey Art Gallery при Университете Нью-Йорка. Снимал он и в России, его выставки несколько раз проходили в Москве. 

«Для нас это бесконечно горькая потеря, — сказал Дворжак. — Да пребудут с ним боги и ангелы всех мировых религий, ритуалы которых он фотографировал с такой страстью».

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+