18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тейт Модерн соединяет русское искусство с мировым

№62
Материал из газеты

Что происходит в сегодняшней жизни лондонской галереи Тейт Модерн и каковы виды на будущее этой институции, TANR рассказали кураторы Мэтью Гейл и Наталья Сидлина

Что изменилось в Тейт с приходом нового директора, Марии Бэлшоу?

Мэтью Гейл: Мне кажется, что в такой большой институции, как Тейт, преемственность неизбежна, однако Мария привнесла свой собственный стиль: она больше сосредоточена на инклюзии, поиске новой аудитории, привлечении самых разных сообществ. Мы стараемся шире смотреть на международное искусство и одновременно ищем новые связи внутри Великобритании.

Изменилось ли что-то еще, например политика закупок?

М. Г.: У нас есть долгосрочная стратегия относительно того, какие произведения коллекции нужны, так что я бы сказал, что сейчас мы продолжаем двигаться в уже заданном направлении.

Из каких источников складывается закупочный бюджет?

М.Г.: Мы государственный музей, но львиная доля нашего финансирования берется из источников, которые мы привлекаем самостоятельно, негосударственные источники составляют более 60% бюджета. Это значит, что мы постоянно занимаемся поиском средств, как, впрочем, и любая другая крупная институция, но одновременно сотрудничаем с людьми, которые готовы нас поддержать, которые помогают находить и приобретать работы в коллекцию.

Вы сотрудничаете с российскими коллекционерами и меценатами?

М.Г.: Да, у нас есть широкая сеть покровителей по всему миру, есть среди них и благотворители, которые помогают нам с приобретениями в России.

Наталья Сидлина: Один из путей, по которому мы идем в работе с разными странами, — это создание региональных комитетов, куда входят меценаты, коллекционеры, основатели художественных фондов и так далее. Это люди, заинтересованные в продвижении искусства своего региона и понимающие, что один из способов его популяризации — включение произведений в коллекции крупнейших мировых музеев.

Что касается России и Восточной Европы, у нас есть REEAC (Russia & Eastern Europe Acquisitions Committee) — Комитет по приобретениям российского и восточноевропейского искусства. Его члены не только жители России и Восточной Европы, есть среди них участники из США, Западной и Центральной Европы и даже Азии. Это целая сеть патронов, которые поддерживают нас финансово и выступают в качестве советчиков, помогают знакомиться с художниками, другими коллекционерами, налаживать отношения с музеями и частными фондами. REEAC существует пять лет, его влияние уже заметно: мы привлекли в коллекцию новые работы российских художников, организовали несколько выставок, посвященных российскому искусству, и работаем над новыми проектами. Региональные комитеты помогают расширить горизонты коллекции и сделать ее более международной, поскольку Тейт говорит не об отдельных странах, а, скорее, о глобальной картине.

Какие работы российских художников были приобретены за эти пять лет?

Н.С.: Работы, купленные за последние годы, уже представлены в экспозиции. Это в том числе видеодокументация акции «Русский мир» группы «Коллективные действия», которая выставлена в нашем новом здании Блаватник-билдинг. Еще один пример — Виктор Пивоваров, чьи картины представлены параллельно с другими художниками, работавшими в послевоенной Европе, Северной и Южной Америке. В зале, где находятся работы Виктора Пивоварова, также выставлены Энди Уорхол и Роберт Индиана. Мы не просто посвящаем зал одному художнику или искусству конкретной страны — мы демонстрируем глобальную картину. Еще одна русская художница, которая скоро появится в экспозиции, — Ирина Нахова. Около 75% произведений, выставленных в Блаватник-билдинге, — недавние приобретения. Это то, что вошло в коллекцию музея за 17 лет существования Тейт Модерн — сравнительно короткий промежуток времени. Мы приобрели столько работ, что смогли заполнить залы в абсолютно новом здании, постро- енном специально для того, чтобы вместить и показать расширившуюся коллекцию. Мы регулярно советуемся с коллегами, которые заняты постоянной экспозицией, всегда имеем представление о том, как она будет развиваться, и приобретаем работы для того, чтобы их показывать.

Что важнее для того, чтобы работа была куплена: имя художника или значимость самой работы?

М. Г.: Безусловно, значимость работы. Мы не занимаемся коммерцией и не продаем искусство, так что у нас нет возможности просто купить произведение художника, которого мы считаем интересным, с расчетом на то, что нам удастся попозже его поменять. Работа сама по себе должна представлять ценность.

А как быть с молодыми художниками, которые могут стремительно стать известными, но нередко так же быстро забываются? Когда Тейт решает, что произведение стоит купить?

М. Г.: В каком-то смысле ответ содержится в вашем вопросе. Если институция не отреагировала достаточно оперативно, следующие десятки лет мы проводим, сожалея об упущенных возможностях. Однако мы можем делать прогнозы. Например, этот человек создает что-то, что представляется интересным сейчас, возможно, он продолжит в том же духе.

Н.С.: Мы работаем с перспективными молодыми художниками на различных уровнях, это не обязательно приобретения. Мы приглашаем их участвовать в наших мероприятиях, выступать на круглых столах, представлять перформансы. Например, прошлой осенью к нам приезжали молодые художники из России: Арсений Жиляев, Саша Пирогова, Михаил Толмачев. Они участвовали в публичной программе, рассказали о своих работах, провели мастер-классы. Наши посетители, принявшие участие в мастер-классе Саши, даже устроили стихийный перформанс в интерактивном пространстве «Нефтехранилище». Мы приглашаем молодых художников к взаимодействию, и иногда оно заканчивается покупкой их произведений. Это протяженный во времени процесс. Мы не просто приходим в студию, покупаем работу и уходим, а, скорее, поддерживаем постоянный диалог. Этим заняты кураторы, работающие с закупочными комитетами, они налаживают связи и знакомят как Тейт с художниками, так и художников с Тейт. Далеко не у всех авторов есть возможность путешествовать и приехать в Лондон — мы помогаем наладить контакт. Так что это не одностороннее движение, а диалог.

В прошлом году Тейт Модерн посетило в пять раз больше зрителей, чем Тейт Бритен. Есть ли между галереями какое-то соперничество за зрителя?

М.Г.: Тейт — единая организация и единая коллекция, так что успех одной из ее частей — общий для всех галерей. В Тейт Бритен прошла фантастическая выставка Дэвида Хокни, которая пользовалась огромной популярностью и принесла пользу всей Тейт. Это, скорее, общее дело, чем соперничество между братьями и сестрами.

Тейт Бритен планирует большую смену постоянной экспозиции. А как часто меняется экспозиция в Тейт Модерн и координируете ли вы ее с другими подразделениями?

М. Г.: Мы обязаны координировать ее с другими частями Тейт, потому что, как я уже сказал, у нас одна организация и коллекция. Последняя смена экспозиции во всей Тейт Модерн была проведена к открытию нового здания в 2016 году, это был большой проект. Экспозиция в «Бойлерной», основном крыле Тейт Модерн, меняется постепенно. Это очень напряженная работа. Каждый год мы меняем развеску примерно в 30 залах, что равноценно трем-четырем выставкам, и это только наш обычный оборот вещей в экспозиции. Смена работ в залах и обновление экспозиции нацелены на показ всей нашей коллекции широкому зрителю. Разумеется, в будущем планируется большое обновление, но это примерно пяти-шестилетний цикл.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+