18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Кембридже обсудили Малевича, Шагала и Лисицкого

Международная конференция «Народное художественное училище и Уновис в Витебске» прошла 19–20 апреля в Пемброк-колледже Кембриджского университета

Спустя 100 лет после революционных событий в России и учреждения в Витебске Народного художественного училища в 1918 году участники конференции собрались в исторической библиотеке Пемброк-колледжа, чтобы обсудить короткий и мало известный широкой аудитории период истории русского авангарда. Организаторами выступили доктор Розалинд Полли Блейксли (Кембридж), Виллем Ян Рендерс (Музей ван Аббе) и Центр русского искусства Кембридж — Курто (CCRAC), а поддержали инициативу ученых некоммерческий фонд IN ARTIBUS и Пемброк-колледж.

Научные доклады с разных точек зрения рассматривали два «витебских» года (1920–1922), в течение которых небольшой город на территории нынешней Белоруссии стал творческой и образовательной лабораторией лидеров революции в искусстве и их соратников. Именно в Витебске художники конструировали новый мир и утверждали новое искусство, формулировали новый художественный язык, нередко друг с другом спорили, но тем не менее выступали единым фронтом на благо молодой советской страны.

В полуторадневной конференции, состоявшей из пяти тематических сессий, приняли участие специалисты по русскому авангарду из Белоруссии, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, России, США и Франции.

Безусловно, несколько докладов были посвящены Марку Шагалу, Эль Лисицкому и Казимиру Малевичу (их именами озаглавлена также недавно открывшаяся выставка о витебском ренессансе в парижском Центре Помпиду). Профессор Университета Южной Калифорнии Джон Болт рассказал об инженерной работе Лисицкого над электромеханическим шоу «Победа над Солнцем» и его полемике с Владимиром Татлиным, которая выразилась в почти буквальном воспроизведении знаменитой башни в эскизах сценографии. Куратор коллекции русского искусства в Музее ван Аббе Виллем Ян Рендерс посвятил свой доклад одной фотографии — автопортрету Лисицкого, сделанному в 1920 году в традиции «портрета художника» со всеми полагающимися ему атрибутами. Предметом искусствоведческого расследования Ян Рендерса стала работа, помещенная Лисицким на мольберт, — «Проун П23» 1919 года (в собрании Музея ван Аббе есть слегка отличающийся «Проун П23 № 6»). Судя по всему, именно здесь художник не случайно использовал закругленные линии «гиперболы», перенося на холст свои знания о недавних открытиях в области физики, таких как теория искривленного пространства-времени Эйнштейна или гипотеза Пуанкаре. Лисицкий как архитектор и инженер подходил к космосу с математической точки зрения, в отличие от своего оппонента Казимира Малевича, для которого прорыв в «супрематическое» измерение носил несколько более оккультный характер (за что его активно критиковали конструктивисты). О взаимоотношениях двух художников, предшествовавших их приезду в Витебск в 1919 году, был доклад независимого исследователя русского авангарда из Нью-Йорка, одной из главных специалистов по творчеству Малевича Александры Шатских. На ее исследования ссылались практически все участники, а выступления, назначенного на утро второго дня конференции, ждали с таким же нетерпением, с каким ждут концерт хедлайнера музыкального фестиваля.

Витебск — родной город Марка Шагала, и именно он был инициатором создания там художественной школы еще до своего назначения народным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. Профессор отдела истории и мировой культуры исторического факультета Витебского государственного университета Александр Лисов представил коллегам «Докладную записку художника Марка Шагала о Художественном училище» — документ, датированный августом 1918 года, обнаруженный в архиве Александра Бенуа и хранящийся ныне в отделе рукописей Государственного Русского музея. Вероятно, этот меморандум Шагала послужил его скорому назначению в сентябре того же года народным комиссаром и собственно учреждению Народного художественного училища в Витебске по распоряжению наркома просвещения Анатолия Луначарского. Познакомились они до революции в Париже, и истории их взаимоотношений посвятила свой доклад профессор из Университета Бремена Изабель Вюнше.

Изучение событий вековой давности невозможно без исследования архивных документов, и несколько докладов фокусировались непосредственно на письмах художников. В этой связи бесценным источником информации для ученых стал архив Николая Харджиева, большая часть которого была передана в РГАЛИ, оцифрована и подготовлена к публикации в виде трехтомника. Первый том вышел в свет в конце 2017 года одновременно с открытием выставки «Архив Харджиева», организованной фондом IN ARTIBUS в сотрудничестве с РГАЛИ. Инна Баженова, учредитель фонда и издатель газеты The Art Newspaper Russia, в своем выступлении подчеркнула важность доступности для исследователей уникальных документов, помогающих составить полноценную картину событий, проследить за взаимоотношениями их участников и открыть новые страницы истории. В 2018 году планируется выход второго тома «Архива Харджиева», третий том будет выпущен в 2019 году. Таким образом, огромный корпус документов, посвященных русскому авангарду, станет доступен и широкому кругу читателей.

Ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея, доктор искусствоведения Ирина Карасик подготовила доклад, полностью основанный на новом материале из архива Харджиева — ранее неизвестной переписке художников Льва Юдина и Ефима Рояка, которая охватывает три осенних месяца 1922 года, когда «уновисцы» вместе с Малевичем переместились из Витебска в Петроград и начали свою «подрывную деятельность» в Академии художеств. Любопытно, что в харджиевском архиве письма Юдина не рукописные, а машинописные (и датированные 1930 годом), так что ученым еще предстоит обсудить, в какой степени они были отредактированы при перепечатке и кем.

Татьяна Горячева, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, рассказала о сложных взаимоотношениях Казимира Малевича и Алексея Гана, которые выражались не только в идеологических разногласиях супрематиста и конструктивиста, но и в весьма туманной истории с пропажей 47 картин с персональной выставки Малевича, которую помогал организовывать Ган.

Русский авангард, даже ограниченный двумя витебскими годами, — явление настолько необъятное, что участники конференции единодушно согласились с тем, что составить завершенное и полноценное описание всех идей художников (по крайней мере в обозримом будущем) просто невозможно. Например, профессор Николетта Мислер из Университета Неаполя представила коллегам «премьеру» — анимационную реконструкцию супрематического балета Нины Коган, поставленного в Витебске в 1920 году. Доктор искусствоведения из Массачусетского технологического института Кристианна Бонин исследует «белую революцию» (“revolution in white”), изучая то, как Казимир Малевич, Илья Чашник, Николай Суетин и другие художники экспериментировали с изделиями из фарфора. Кураторы по всему миру уже более полувека не устают реконструировать знаковые выставки авангардистов, предлагая современным посетителям музеев почувствовать себя на месте тех, кто впервые увидел революционное искусство, — эстетические основы и критику подобного подхода к экспонированию изучает Мария Милеева, доктор искусствоведения из Колледжа Университета Лондона.

Подводя итоги конференции, Розалинд Полли Блейксли и Виллем Ян Вендерс подчеркнули, что в сегодняшней ситуации, когда международные отношения складываются не всегда гладко, подобные мероприятия особенно важны для сохранения и развития коммуникации. Искусство — безусловно универсальный язык общения, способный объединять людей, даже если предмет разговора вызывает споры. Каждый представленный на конференции доклад продолжался дискуссией, в которой ученые обсуждали события 1920-х годов с такой живостью, будто произошли они совсем недавно, а они сами были их непосредственными участниками. Даже на торжественном ужине, организованном в библиотеке Пемброк-колледжа, бокалы поднимали «за Витебск» и «за искусство» и выражали общую надежду на то, что изучение наследия русского авангарда будет продолжаться, вовлекать новых искусствоведов с разными специализациями и партнеров, которым небезразлично сохранение культурной памяти.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+