18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Высокие показатели разной ценой: самые посещаемые музеи России в 2017 году

№63
Материал из газеты

Ежегодный рейтинг музейной посещаемости газета составляет уже шестой год. В этом году мы увеличили число категорий для участников рейтинга с целью более корректного сравнения — столиц и регионов, музеев разной специализации

Над рейтингом работали Алексей Алексеев, Анна Куденко, Дмитрий Смолев

Лидеры во всем

Внимательный читатель наверняка заметит, что два столичных рейтинга — самых посещаемых художественных музеев и наиболее популярных выставок — явно коррелируют между собой. Кто лидирует по годовым показателям, тот, как правило, успешен и на поприще временных экспозиций. Понятно, что высокие показатели могут доставаться разной ценой: одно дело — собрать десятки малоизвестных образцов русского авангарда по провинциальным музеям (выставка «До востребования» в Еврейском музее), несколько иное — принять гастрольный проект (например, экспозиция «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» в Музее Фаберже). Впрочем, свои трудности есть в любой выставочной работе. Наш рейтинг замеряет не количество приложенных усилий и даже не качество «готового продукта», а, скорее, встречный энтузиазм, проявленный широкой публикой.

В случае же «музеев с территориями», то есть парковых комплексов и архитектурных заповедников, выставки как раз не делают погоду — тут другие стимулы и мотивации. Хотя, скажем, Государственный музей-заповедник «Царицыно» настойчиво придерживается активной политики именно в сфере выставок, что наглядно отражается в соответствующем рейтинге. А для Музеев Московского Кремля это и вовсе традиционная практика, насчитывающая десятилетия. Остальные не слишком усердствуют в придумывании выставок-блокбастеров — надо полагать, ландшафты и архитектурные памятники бывают достаточно притягательны и сами по себе, без трудоемких «завлекалок».

Пушкин — наше все

В рейтинге литературных и мемориальных музеев появился ряд изменений по сравнению с прошлым годом. Хотя Пушкин по-прежнему «наше все», а Есенин, Лермонтов и Толстой по обыкновению тянутся за ним вслед и тоже по обыкновению не могут догнать. В нынешнюю десятку вошел также ульяновский музей-заповедник «Родина Ленина». Туристический интерес к детским годам вождя мирового пролетариата остается высоким, несмотря на отсутствие формальной идеологической подоплеки. Во многом из прежних времен тянется и традиция посещать всей семьей музей-заповедник «Абрамцево», что тоже нашло отражение в рейтинге. При этом в топ-10 не вошел Государственный литературный музей, который с апреля 2017-го официально именуется Государственным музеем истории российской литературы имени В.И.Даля. У институции имеются многочисленные филиалы, но главные силы брошены на многомесячную реконструкцию здания, отведенного ей на Зубовском бульваре.

От Ленина к современному искусству

Чемпионом по посещаемости среди региональных художественных музеев стал музейный центр «Площадь Мира» в Красноярске — таково с 2017 года новое наименование Красноярского музейного центра. Этот комплекс, построенный на закате советской власти, в 1987-м, должен был служить филиалом Центрального музея В.И.Ленина, но в таком качестве просуществовал совсем недолго. В начале 1990-х его перепрофилировали под выставочную площадку для современного искусства — крупнейшую в Сибири. В частности, с 1995-го здесь раз в два года проводится международная Красноярская музейная биеннале — весьма значимое событие в сфере культуры. И 12-я биеннале, снабженная девизом «Мир и мiр», состоялась совсем недавно: с 5 октября 2017 по 28 февраля 2018 года. Нет сомнений, что посетители биеннале внесли весомый вклад в общую картину посещаемости «Площади Мира» за год. 

Традиционно высокие показатели и у других художественных музеев Сибири — Томского, Новосибирского, Иркутского. Держит марку и Волго-Вятский регион, тут в лидерах Нижний Новгород, Ярославль, Киров. Не упускает своего зрителя Феодосийская картинная галерея; похоже, вечные ценности в виде картин Ивана Айвазовского удачно комбинируются с радостями курорта. В рейтинге самых посещаемых художественных выставок в регионах страны безоговорочно лидирует IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства — 100,7 тыс. зрителей за три месяца. Это заслуженный успех сплоченной и креативной команды, которая на протяжении ряда лет стремится реализовывать в Екатеринбурге арт-проекты хорошего, международного уровня. Отметим также замыкающую топ-10 выставку «Блеск, забвение и возвращение в свет» в Воронежском областном художественном музее имени И.Н.Крамского. Показ произведений Елены Киселевой, ученицы Репина, фигурирует не только в этом рейтинге, но и в столичном: та же выставка, только под названием «Элегантный век», проходила в Музее русского импрессионизма. Таким образом, это наследие сделало кассу сразу двум институциям.

Методология

  • Российские рейтинги основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты.
  • Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к данным статистического наблюдения за подведомственными музеями, которые мы частично использовали. Обращаем внимание читателей, что на момент сдачи номера данные статистики за 2017 год были предварительными.
  • При составлении рейтинга мы учитывали только выставки, завершившиеся в 2017 году. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости.

Самые посещаемые художественные и исторические музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Топ-20

* Обобщенные данные по Центральному выставочному залу «Манеж» и выставочному залу «Новый Манеж».

Самые посещаемые художественные музеи в регионах. Топ-10

Самые посещаемые литературные и мемориальные музеи. Топ-10

Самые посещаемые историко-краеведческие музеи в регионах. Топ-10

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+