18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Заметки «прелестного мучителя»

№62
Материал из газеты

Продолжается долгосрочный издательский проект: вышел в свет второй том дневника Константина Сомова. Редактор Павел Голубев настаивает: «В этой публикации нет ни одного умолчания, не сделано ни одной купюры»

Кратко содержание нынешнего тома мог бы изложить парижский знакомец художника Джеймс Джойс: «Невозможно поменять родину, но можно изменить сюжет». Пережив в Петрограде революцию и военный коммунизм, Константин Сомов не сомневался, что «сволочь хочет пакостить». Партнер художника Мефодий Лукьянов покинул Россию еще в 1919 году и обосновался во французской провинции, в Гранвиле. Осенью 1923-го Сомов был включен в оргкомитет Русской художественной выставки в США и в декабре навсегда покинул отечество. Его дневник весьма ценен как источник по истории этого предприятия: половина членов оргкомитета в СССР не вернулись, менеджеры выставки только что не судились, а на обратном пути пароход с экспонатами едва не утонул в Балтийском море — и кинорежиссер Александр Сокуров, может быть, вспомнил это происшествие в своей недавней «Франкофонии».

Разумеется, Сомов старался устроить свою судьбу. Выбирать следовало между Нью-Йорком, где жила семья его племянника, работавшего с Сергеем Рахманиновым, и Парижем, где поселились многие знакомые. Сомов трижды пересек Атлантику, прежде чем остался в Европе. Причины откроются внимательному читателю дневника. В США русскому художнику надо было искать мецената, что сделали Савелий Сорин и Николай Фешин; так поступил и бонвиван Николай Милиоти, который нашел миллионершу, но погорел на связи с горничной-афроамериканкой. Ухаживать, хвастаться и втираться в доверие Сомов не хотел. Единственным его американским заказом стал портрет Рахманинова для фирмы Steinway, с которой композитора связывал контракт. Дневник подробно фиксирует муки творчества: «Делал траву на портрете — не нравилось, впадал в отчаяние. Перед ужином задумал переделать лицо. Много ошибок — ни рисунок мой, ни этюд не могут дать мне точных размеров. Настроение отвратительное, ужасное. Чувствую провал». Другой контракт Сомова — создание костюмов для антрепризы Карсавиной и Владимирова. Он фиксировал в дневнике посещения музея «Карнавале», магазинов платья и тканей, иные этапы редкой своей сценической работы.

Этот дневник писал художник деталей. Творчество Сомова сравнивали с мастерами разных школ и эпох — я бы напомнил о придворном живописце Михае Зичи и его этюдах повседневности русских императоров, населенных аккуратными фигурками с акварельными головками.

Итак, Сомов остался во Франции и неплохо жил среди «громадного мухоедства» космополитического Парижа, но об этом — в следующих томах.

В заключение несколько слов о принципах издания. Павел Голубев проделал большой труд по расшифровке текста, некоторые фрагменты которого были вымараны Евгением Михайловым, племянником Сомова. Отсюда неизбежность публикаторских скобок-конъектур (они непременно оговариваются). В редчайших случаях интуиция, возможно, подводит редактора. Например, в записи от 19 марта 1925 года кратко пересказан сюжет постановки пьесы Юджина О’Нила «Страсти под вязами». Отношения Абби Патнэм и Эбина Кэбота описаны так: «Она, злодейка, его полюбила». Публикатор отдает предпочтение варианту «погубила», хотя, вероятнее, речь шла о роковой страсти женщины к пасынку, стоившей жизни ее младенцу.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+