18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

V&A как учебник по истории искусства

№62
Материал из газеты

В новой книге исследователь Джулиус Брайант сосредоточился на художниках, участвовавших в оформлении Музея Виктории и Альберта

Музей Виктории и Альберта (V&A) в Лондоне кропотливо изучает собственную историю — и самой институции, и музейного здания. Новое исследование Джулиуса Брайанта заполняет пробел в этом вопросе, сосредоточившись на художниках, которые участвовали в оформлении музея.

Собранные в книге материалы расположены в хронологическом порядке — от появления в Южном Кенсингтоне первого музея с навесами из стекла и металла до формирования в XX веке музея, названного V&A и расположившегося в каменном здании великолепного имперского стиля, каким он и предстает сегодня. То и дело прерывающийся процесс строительства, до сих пор не завершенный, напоминает нам о вечной зависимости музея от одобрения властей и успеха в поисках финансирования.

Среди художников и проектировщиков, нанятых музеем, были Джордж Фредерик Уоттс, Фредерик Лейтон, Эдвард Пойнтер, Оуэн Джонс (автор оформления Хрустального дворца к Всемирной выставке 1851 года, важного предшественника музея в Южном Кенсингтоне), Эдвард Берн-Джонс, Филип Уэбб и Уильям Моррис, Ричард Редгрейв, Уильям Белл Скотт, Альфред Стивенс. Настенные росписи Лейтона и раскрашенные керамические плитки Пойнтера, которые по понятной причине никогда не могли быть показаны на выставках этих авторов, заполняют существенный пробел в понимании того, чем занимались художники такого ранга в XIX столетии. Да и вклад Белла Скотта в строительство музея значительно расширяет его послужной список, без этого довольно скудный. А вот оценить дизайнерскую работу Джонса все еще проблематично, поскольку следов оформления им Восточного дворика до сих пор не обнаружено. Можно сказать, что участники создания «кенсингтонской Валгаллы» и фирмы, поставлявшие строительные материалы, сообща написали, каждый по-своему, своеобразный учебник по истории искусства.

Новаторское использование современных материалов подчеркивало основную идею растущих коллекций, отсылающих к шедеврам прошлого и вдохновляющих посетителей музея в настоящем. Эта идея прочитывается во многом: от цитат из старинных рукописей до символических фигур, обозначающих знание, мудрость, образование, науку и искусство. Просто чудо, что викторианское убранство V&A в целом хорошо сохранилось. Ведь в начале прошлого века негативное отношение к скульптурному орнаменту, полихромии и общей неумеренности той архитектуры привело к растянувшейся на десятилетия кампании по изменению внешнего облика и уничтожению прежнего музея. 

После недавней реставрации многое было вновь воспринято с восторгом и энтузиазмом, хотя некоторые технически сложные работы не получили заслуженного одобрения. Впрочем, скоро появятся новые поводы для выражения приятия: открытие в 2018 году последней части Дворика слепков и возвращение былого величия Южному дворику. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+