18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

За широко закрытыми дверями

№62
Материал из газеты

Все скелеты из шкафов Версаля в новой коллекции высокого ювелирного искусства французского дома Dior

Соцсети породили погоню за идеальной картинкой — эффектной, глянцевой и как будто максимально приближенной к реальной жизни, что, в свою очередь, привело к увлечению эстетикой барокко — эпохи, возведшей создание иллюзий в абсолют. Семнадцатый век уже не первый год служит одним из главных источников вдохновения для современных дизайнеров: его причудливые изгибы, сложные конструкции, обманки и прочий хитроумный иллюзионизм. Говоря о барокко, в качестве его основной черты обычно вспоминают пышность форм, тогда как главной идеей, ради которой и появились все эти пышные формы, было создание декораций. Эта эпоха мастерски играла пустыми фасадами. Двухмерные иллюзии объемного мира, мыльные пузыри и бесконечные своды правил, регламентирующих длину париков и угол наклона головы в реверансе, — ни один модный блогер так тщательно не выстраивает картинку, как это делали несколько столетий назад. 
Версаль — один из главных памятников барокко, его символ и квинтэссенция. Версалю Виктуар де Кастеллан, арт-директор Dior Joaillerie, посвящает уже третью коллекцию высокого ювелирного искусства. Новая Pièces secrètes — заключительная часть триптиха, вдохновленного бывшей резиденцией французских королей.

Коллекция Dior à Versailles, Pièces secrètes посвящена тайнам Версаля. Укромным уголкам и покоям, скелетам в шкафу королевского двора. И если с тайнами у французской монархии все хорошо, то с интимными покоями — хуже: даже залы, принадлежавшие королю и королеве, отнюдь не были скрыты от посторонних глаз. «Мне хотелось поиграть с призраками и черепами, намекнуть на то, что здесь есть нечто, невидимое глазу. Ты не знаешь, что именно, но ощущаешь его присутствие», — объясняет де Кастеллан.

Большая часть украшений включает в себя механические подвижные части и скрытые детали. Например, кольцо из белого и желтого золота, украшенное бриллиантом, открывается, демонстрируя спрятанный внутри миниатюрный рубин, а на усыпанном бриллиантами колье в виде канделябра сверкает рубеллит огранки «груша», под которым, если его приподнять, взгляду открывается инкрустированный миниатюрными бриллиантами череп. В золотом кольце с опалом и в другом, с крупным грушевидным бриллиантом, обнаруживается потайное отделение для любовных записок (возможно) или локона возлюбленного (вероятнее), украшенное гравированным узором в виде восходящего солнца — прямой отсылкой к символике «короля-солнца» Людовика XIV. 

Некоторые украшения декорированы фрагментами старинных зеркал, отражающих черепа, а также гравировкой в виде клевера, крестов и голубей. И хотя сентиментальные мотивы более свойственны эпохе рококо, чем барокко, эта легкая историческая неточность ни в коей мере не конфликтует с основным настроением коллекции — спрятанных за секретными дверями подсказок, тайных посланий и историй «не для всех». Одно из самых зашифрованных украшений в коллекции — серьги с королевской короной (одна для короля, другая для королевы) и замаскированными под локоны волос золотыми деталями — вдохновлено траурными украшениями. Виктуар де Кастеллан намекает: memento mori. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+