«Цыплята в огне» Аделя Абдессемеда сняты с выставки в Лионе

Художник принял решение убрать произведение «Весна», после того как на него обрушилась волна критики. Абдессемеда обвиняют в жестоком обращении с животными, хотя сам он уверяет, что птицы не пострадали

Адель Абдессемед. Кадр из видео «Весна». Фото: Mac Lyo
Адель Абдессемед. Кадр из видео «Весна».
Фото: Mac Lyo

Французский художник алжирского происхождения Адель Абдессемед убрал видео с горящими цыплятами со своей выставки «Антидот», которая проходит сейчас в Музее современного искусства Лиона (MAC Lyon). В произведении под названием «Весна», которое показывается на трех стенах одновременно, сняты подвешенные за ноги курицы. Они пытаются вырваться, в то время как их перья пылают.

Адель Абдессемед. Фото: Gilles Bensimon / Mac's - Hornu
Адель Абдессемед.
Фото: Gilles Bensimon / Mac's - Hornu

По замыслу художника, живущего в Париже, видео «Весна» — это аллегория насилия над животными, которое он не перестает осуждать в своих произведениях и многочисленных интервью. Однако на следующий день после открытия выставки, а именно 10 марта, видео вызвало возмущение защитников животных в социальных сетях, в связи с чем 12 марта MAC Lyon совместно с Абдессемедом выступили с разъяснениями, что во время съемки страдания птиц были сведены к минимуму. В их заявлении говорится: «Видео было снято с командой специалистов по кинематографическим спецэффектам, которые использовали специальное безопасное вещество для имитации огня. Адель Абдессемед использовал такое вещество на себе в произведении „Я не виновен“, где он изображен в огне, как и цыплята в „Весне“. Птицы подвергались этому „эффекту огня“ всего три секунды, под строгим контролем техников и художника». Затем эти три секунды были смонтированы в режиме повтора в финальном видео.

Адель Абдессемед. Is Beautiful. 2017–2018. Фото: Adagp, Paris, 2018
Адель Абдессемед. Is Beautiful. 2017–2018.
Фото: Adagp, Paris, 2018

Однако, несмотря на попытки музея разъяснить ситуацию, за несколько дней волна негодования и обвинений в жестоком обращении с животными в социальных сетях приобрела такой масштаб, что художник сам пожелал убрать злополучное видео с выставки. «Адель хочет показать, что он не художник-убийца, а гуманист, он хочет, чтобы люди приходили смотреть выставку, а не на скандал», — сказал TAN директор музея Тьерри Распай, отметив, что многие комментарии в соцсетях носили расистский и оскорбительный для художника характер.

Это уже не первый случай, когда Абдессемед был осужден общественностью за демонстрацию насилия в своих работах. Художественный институт Сан-Франциско прервал выставку «Не доверяй мне» в 2008 году, после того как посетители пожаловались на шесть видеороликов с животными, убитыми кувалдой. Его скульптура «Удар головой», изображающая футболиста Зинедина Зидана, наносящего удар Марко Матерацци, была снята с его выставки в Арабском музее современного искусства в Дохе (Mathaf) в 2013 году.

Сейчас одновременно проходит три выставки Абдессемеда: в MAC Lyon в Лионе, в Музее современного искусства в Гран-Орню (MAC’s, Бельгия) и в галерее Dvir в Брюсселе. Все они утверждают художника в статусе провокатора, затрагивающего болезненные темы и показывающего то, чего общество видеть не хочет. Чего стоит только скульптурная группа Is Beautiful (2017, участвует в выставке в Лионе), изображающая трех обнаженных девушек-нудисток, среди которых канцлер Германии Ангела Меркель во времена своей молодости, или работа «Очи черные» (2017, показана в MAC’s в Гран-Орню), рассказывающая о катастрофе Ту-154 под Сочи, в которой погибли 65 участников Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В.Александрова!

Самое читаемое:
1
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
В залах на Крымском Валу представили новую экспозицию отечественного искусства XX–XXI веков
07.06.2021
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
2
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
Телезвезда, ведущий популярных ток-шоу Андрей Малахов рассказал нам о своей коллекции современного искусства, опыте аукциониста, художниках, с которыми интересно, и о мечте превратить родной город Апатиты в тотальный арт-объект
09.06.2021
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
3
Дело Юлии Цветковой продолжается
Проходят судебные слушания по делу Юлии Цветковой. В ее защиту выступили многие художники и люди искусства
08.06.2021
Дело Юлии Цветковой продолжается
4
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
Выставка к 800-летию Александра Невского в Западном крыле Третьяковки собрала все хрестоматийные исторические картины, созданные за два века классической русской живописи
23.06.2021
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
5
Выставочный дизайн: прорывы и риски
«Мечты о свободе» в Третьяковке, графика Дюрера в Историческом музее и другие выставки: что сегодня происходит в музейном выставочном дизайне, чего следует ждать и чего опасаться
10.06.2021
Выставочный дизайн: прорывы и риски
6
Культура на природе: музейные фестивали в июне
Рассказываем, как провести начало лета с удовольствием. Музеи-усадьбы, парки и просто зеленые лужайки, где в первый летний месяц пройдут культурные мероприятия
04.06.2021
Культура на природе: музейные фестивали в июне
7
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Самым дорогим произведением классического искусства русской недели торгов в Лондоне стал «Лунный свет над Днепром» Ивана Айвазовского, а современного — «Небосвод» Эрика Булатова
11.06.2021
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+