18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Третьяковке вспоминают художника-интеллигента Анатолия Никича

№61
Материал из газеты

Скорее представление, чем ретроспектива одной из самых ярких фигур «сурового стиля»

Единственная выставка Анатолия Никича (1918–1994) состоялась почти полвека назад — в 1969 году в Третьяковской галерее, и потому новая станет скорее представлением художника, чем ретроспективой в традиционном ее формате. Ученик соцреалиста Бориса Иогансона и бубнововалетовца Александра Осмеркина, Никич был одной из самых ярких фигур «сурового стиля», но далеко не самой типичной. Его самая знаменитая картина «Военные корреспонденты» (1965) посвящена не БАМу или строительству ГЭС, а Великой Отечественной вой­не. Она отчасти автобиографична: художник был фронтовиком, награжденным медалью «За взятие Берлина». Впрочем, все признаки «сурового стиля» в ней присутствуют: и лаконизм живописи, и специфически плоское построение пространства. Но только особое чувство цвета, способность сочетать самые изысканные, а вовсе не суровые оттенки выделяли его из ряда других шестидесятников.

Анатолий Никич любил и спортивные сюжеты, но и тут его, кажется, интересовали не столько рекорды, сколько возможность написать, как яркие цвета свитеров «Лыжников» смотрятся на фоне жемчужно-серебристого снега. И совсем нетипичным для художника «сурового стиля» был любимый жанр Никича — натюрморт, в котором угадывалось влияние его преподавателя, сезанниста Осмеркина. Именно в натюрморте Никич находил возможность поделиться чем-то личным, далеким от общественно-полезных интонаций «сурового стиля». В натюрмортах появлялась обстановка его мастерской с подрамниками, палитрой и драпировками, репродукциями любимых картин, иконами, афишей Фаворского, что многое говорит о самом художнике и его предпочтениях. 

Натюрморт позволял Никичу отмежеваться от актуальных тем и, идя дорогой эскапизма, сосредоточиться на экспериментах с цветом и формой. Большая часть выставки будет посвящена личности художника. В разделах «Ценности и люди» и «В мастерской» можно будет увидеть ранее не публиковавшиеся фотографии, видео- и аудио­документы, рассказывающие о ярких моментах биографии Никича, атмосфере времени, на которое пришлось творчество художника.  

Государственная Третьяковская галерея
Анатолий Никич
14 марта – 3 мая

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+