18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

TEFAF. Город мастеров

№61
Материал из газеты

С 10 по 18 марта в голландском Маастрихте в 31-й раз пройдет TEFAF — главная антикварная ярмарка в мире. В этом году она представляет впечатляющую подборку шедевров, будет все: от Рембрандта до Кабакова

Событие, случившееся в небольшом средневековом городе на юге Нидерландов в 1988 году, можно считать судьбоносным для мирового арт-рынка. Две ярмарки — Pictura Finе Art Fair, посвященная старым мастерам, и Antiquairs International, представляющая антикварные предметы, — объединились под новым названием в залах конгресс-центра Маастрихта. Это была первая TEFAF, за 30 лет превратившаяся в главный антикварный смотр и не теряющая своего значения, несмотря на разросшуюся армию конкурентов по всему миру. Сегодня в ярмарке участвуют 275 галерей из более чем 20 стран, и, чтобы осмотреть все хотя бы мельком, понадобится не меньше двух дней. Популярность TEFAF среди коллекционеров исчисляется не только невероятной плотностью посетителей во время превью, но и количеством частных самолетов, приземляющихся в аэропорту Маастрихта: за время работы ярмарки их бывает около 400.

С 2016 года ярмарка расширила географию: весной и осенью (в начале мая и конце октября) TEFAF проходит в Нью-Йорке. Осенью она собирает искусство, созданное до 1920 года, весной — после. Ну а в Маастрихте 7 тыс. лет истории по-прежнему представлены вместе. 

TEFAF часто называют «музеем, где все продается». Особая гордость организаторов — комиссия из 175 экспертов, которые заранее осматривают стенды, безжалостно правят даты на этикетках и отправляют экспонаты ненадлежащего качества в заточение в специальную комнату, подальше от коллекционерских глаз. Музеи не только пополняют здесь свои коллекции, но и устраивают тематические выставки. В этом году Музей Амстердама показывает портреты голландского золотого века, в том числе «Портрет офицеров гильдии лучников» Бартоломеуса ван дер Хельста, а также серебряные кубки гильдии, которые изображены на картине и сохранились до наших дней. В ответ TEFAF помогает музеям с реставрацией, ежегодно выделяя грант в €50 тыс. В этом году сумму разделили между «Портретом женщины с золотой цепью» Рембрандта из Музея изящных искусств в Бостоне и капеллой Святого Альберта, оставшейся от монастыря кармелиток в Лиссабоне и сейчас входящей в состав Национального музея древнего искусства (MNAA).

Самой сильной частью TEFAF с момента основания считается раздел старых мастеров. Лондонская галерея Weiss привозит великолепный по исполнению портрет неизвестной французской принцессы из рода Бурбонов, написанный фламандцем Франсом Пурбусом Младшим около 1615 года в период его работы при дворе Людовика XIII. Художник мастерски передает фактуры и большое внимание уделяет деталям: нежным кудрям вокруг лба, алым розам в волосах, крупному жемчугу и тончайшему кружеву.

Colnaghi выставит двухметровое полотно Луки Джордано «Аполлон и Марсий» 1634 года. Ученик Хосе де Риберы, Джордано отчасти повторяет одну из его работ: та же мощная фигура в резкой диагонали, напряжение мышц и гримаса ужаса.

Главный нью-йоркский специалист по старым мастерам Отто Науманн недавно отошел от дел и передал галерею сыну Амбруазу. На TEFAF он привезет выдающийся образец Северного Возрождения — «Портрет Барбары Шварц» кисти Кристофа Амбергера, работавшего при дворе Карла V. Помимо безусловных художественных достоинств, замешенных на немецких и итальянских портретных традициях, в картине привлекает внимание необычная деталь — начерченная тонкими золотыми линиями диаграмма в правом верхнем углу. Это гороскоп героини портрета, в центре которого стоит дата ее рождения, а вокруг схематически изображено положение планет на момент написания картины 21 августа 1542 года по случаю ее 35-летия. Гороскоп есть и на составляющем пару портрете ее мужа, богатого аугсбургского счетовода Маттеуса Шварца. Сейчас он хранится в Музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде.

Не менее интересен и раздел графики старых мастеров. Например, здесь можно встретить элегантную зарисовку «Матери, обнимающие своих детей» Франсуа Буше без кукольной красивости, свойственной его живописи (галерея Day & Faber), или виртуозный рисунок Антуана Ватто «Этюд мужчины в профиль в шапке набекрень» (Baroni).

Традиционно хорошо представлены на TEFAF и импрессионисты с ближайшими последователями. Известных имен хватит на небольшой музей: тут и классические пейзажи Камиля Писсарро и Альфреда Сислея, и обнаженная Огюста Ренуара, работы Анри Матисса, Рауля Дюфи и Альбера Марке, обязательные влюбленные Марка Шагала и небольшой, но очень выразительный шедевр Хаима Сутина «Женщина, облокотившаяся на руки» (галерея Dickinson).

Одно из достоинств ярмарки состоит в том, что здесь есть все без исключения разделы коллекционирования: африканские маски и египетская скульптура, ренессансные мраморы и средневековые доспехи, первоклассная бронза Томира и классическое бюро-цилиндр Давида Рентгена, послевоенная живопись и современный дизайн. 

Встречается на стендах и русское искусство: допетровские иконы у амстердамской Morsink, Алексей Явленский у цюрихской Galerie von Vertes, изделия фирмы Карла Фаберже у лондонской Wartski и нью-йоркской A La Vieille Russie. Лондонская Sprovieri привезет работу Ильи Кабакова «Вертикальная картина № 1» 2012 года. Для любителей русского стиля на стенде парижской Oscar Graf резное кресло Сергея Малютина из тенишевских мастерских. И уж совсем неожиданный для TEFAF экспонат — этюд к портрету графа Игнатьева кисти Бориса Кустодиева, написанный в то время, когда он ассистировал своему учителю Илье Репину в работе над масштабным полотном «Торжественное заседание Государственного совета…». 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
5
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
6
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и тематические лекции пройдут в Центре визуальной культуры Béton в рамках The Art Film Festival
17.10.2025
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
7
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Выставка «Свой человек» в Музее русского импрессионизма воспевает Гиляровского — одного из самых маскулинных персонажей дореволюционной богемы — и показывает Москву глазами тех живописцев, которых он любил и над которыми он насмехался
16.10.2025
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+