18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рема Колхаса сон золотой

Арт-критик и редактор The Art Newspaper Russia Ольга Кабанова поделилась своими личными впечатлениями от концепции реставрации Новой Третьяковки

Перед презентацией концепции реконструкции Новой Третьяковки я брала интервью у ее автора — архитектора Рема Колхаса. После того как я перестала спрашивать его, он спросил меня: «А вы-то почему любите модернистскую архитектуру?» Ответила, что детство провела в центре Москвы, в довольно уродливом доходном доме в окружении старых усадеб, изуродованных приспособлением к советским нуждам, и одряхлевших кариатид. И Центросоюз Ле Корбюзье на Мясницкой казался мне тогда волшебным обещанием светлого упорядоченного будущего. Так из меня и получился адепт модернизма.

Но постеснялась признаться, что и он научил меня видеть в советской архитектуре 1960–1970-х ценность. Давно, лет 15 назад, на мой вопрос, не ужасается ли он ее уродливости, Колхас ответил: «Но не это важно, эстетический аспект тривиален, в архитектуре и помимо него может быть много интересного — идеи, образы, намерения, идеализм. Архитектура ХХ века интересна как раз тем, что игнорировала такие понятия, как гармония и красота». И да, я перефокусировала мое зрение и научилась ценить намерения там, где нет красоты.

Но это личное. У других личное — презрение к советским «хрущобам» и убогому «сундуку» Третьяковки — ЦДХ. И они вправе удивляться, зачем надо его реанимировать. Возвращаться к первоначальному проекту, восстанавливать снесенные эскалаторы, сохранять невзрачные потолки, объявленные памятниками. И устраивать огромный холл, прямо-таки целую площадь, снеся стену, разделяющую бывший ЦДХ и нынешнюю Третьяковку.

Колхаса прямо в глаза, на пресс-конференции, одна из журналисток назвала главным хранителем советского модернизма (точно не помню, но по смыслу верно). Таким он проявил себя при превращении руин советского ресторана «Времена года» в самый амбициозный музей Москвы — «Гараж». Изумив и возмутив им почтенную публику.

Однако стоит вспомнить, что, когда во владения Эрмитажа вошел комплекс Главного штаба, Колхас предлагал оставить в нем прежние, сравнительно небольшие комнаты, ничего не ломать. Так что нет у него маниакального пристрастия к просторам и привязанности к неуклюжему советскому модернизму. Он просто не хочет ломать, что имеем. «Сохранить элементы повседневной жизни так же важно, как сохранить Кремль», — сказал он на открытии «Гаража».

Претензии к концепции реконструкции Третьяковки появились и в социальных сетях, и в комментариях к сообщению в нашей газете (искусствовед Наталья Тамручи поставила проекту «три с минусом»). Но предъявляются они, на мой взгляд, не столько Колхасу, сколько архитекторам Николаю Сукояну и Юрию Шевердяеву, авторам проекта злосчастного здания, показательного примера советского долгостроя, брутальности «брежневского стиля» и качества тогдашнего строительства. И не случайно, что дискуссия в соцсетях быстро перешла с личности Колхаса на полемику между поклонниками сталинской и постсталинской советской архитектуры. Причем с воспоминаниями, детскими-личными, зависящими от того, где спорящие выросли — в мире с декором или без него. Почти каждый стоял за собственные, родные «элементы повседневной жизни», уже ушедшей.

Так и в предложении Колхаса по Третьяковке мне очень нравятся его намерения. Хотя и видятся мне они заведомо утопическими (думаю, и ему самому: не первый раз у нас работает, в том числе с отечественными музеями). Увидеть Новую Третьяковку такой упорядоченной, яркой и прекрасной, как светлое прошлое, невозможно. Даже если предложение превратится в проект, то строительство будет небыстрое и неаккуратное, а если вдруг хорошо построят — то как же такие просторы убирать?

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+