Рем Колхас представил проект реконструкции Новой Третьяковки

Новую Третьяковку на Крымском Валу планируют реконструировать поэтапно, а экспозицию современного искусства временно выставят в Лаврушинском переулке

Проект реконструкции Новой Третьяковки на Крымском Валу, представленный бюро OMA. Фото: Государственная Третьяковская галерея / OMA
Проект реконструкции Новой Третьяковки на Крымском Валу, представленный бюро OMA.
Фото: Государственная Третьяковская галерея / OMA

Глава бюро OMA/AMO, лауреат Прицкеровской премии Рем Колхас совместно с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным представил концепцию реконструкции здания Новой Третьяковки на Крымском Валу, которая накануне была одобрена попечительским советом музея. Судя по всему, если не проект в целом, то сроки его реализации точно зависят от своевременности поступления денежных средств, чему могут содействовать покровители музея.

Как сообщил Колхас, основная идея концепции — решить проблемы модернистского здания, которое было построено в 1960-х годах по проекту Николая Сукояна и Юрия Шевердяева, и организовать новую инфраструктуру, соответствующую потребностям современных людей и музея XXI века.

Проект реконструкции Новой Третьяковки на Крымском Валу, представленный бюро OMA. Фото: Государственная Третьяковская галерея / OMA
Проект реконструкции Новой Третьяковки на Крымском Валу, представленный бюро OMA.
Фото: Государственная Третьяковская галерея / OMA

«Наша миссия — не сохранять советский модернизм, а раскрыть потенциал здания. Мы возвращаем ему масштабность и подчеркиваем самые лучшие оригинальные части, например потолок, каменные перила, — рассказал автор концепции. –— Половина из того, что есть в интерьере сейчас, не планировалась первоначально. Поэтому мы убираем перегородки и создаем другой эффект. Мы ничего не добавляем, просто возвращаемся к тому, что было потеряно».

Одна из основных идей — наполнение пространства воздухом. Для этого исчезнут некоторые «слепые» стены, вид из окон станет более панорамным, а лестницы в музейной части развернут под углом в 90 градусов — и это, по словам Колхаса, будет одним из главных шагов в преобразовании Новой Третьяковки.

Проект реконструкции Новой Третьяковки на Крымском Валу, представленный бюро OMA. Фото: Государственная Третьяковская галерея / OMA
Проект реконструкции Новой Третьяковки на Крымском Валу, представленный бюро OMA.
Фото: Государственная Третьяковская галерея / OMA

Среди выявленных архитекторами основных неудобств — долгий подъем по лестницам в залы с временными выставками и постоянной экспозицией. «Современные люди чуть более ленивы и не в такой физической форме, как советские граждане в прежние времена, поэтому мы предлагаем эскалаторы», — объяснил Колхас. Да и в целом восхождение наверх из-за переустройства лестниц будет более плавным.

Предполагается, что часть здания, которую сейчас занимает Центральный дом художника, станет так называемой фестивальной зоной с самым большим выставочным залом и новым рестораном на четвертом этаже с видом на Парк Горького, а в нынешней музейной части сконцентрируется выставочно-образовательная зона. Там же под лестницей появятся зона отдыха, библиотека и две аудитории, которые будут окружены выставочными залами. При этом подлестничное пространство должно стать уютной «гостиной» с окнами на две стороны, из которой не обязательно выбираться в сам музей.

Проект реконструкции Новой Третьяковки на Крымском Валу, представленный бюро OMA. Фото: Государственная Третьяковская галерея / OMA
Проект реконструкции Новой Третьяковки на Крымском Валу, представленный бюро OMA.
Фото: Государственная Третьяковская галерея / OMA

Как ранее рассказывала TANR директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, постоянная экспозиция искусства ХХ–XXI веков будет переформатирована, ее дополнит открытое хранение. Возможно появление новых построек в закрытом сейчас втором внутреннем дворе, где располагаются климатические системы всего здания. Предполагается, что современную, более компактную технику можно будет скрыть на уровне первого этажа, а на освободившемся месте организовать висячие сады и место для отдыха музейных сотрудников. Другой двор сохранится как общественное пространство, через него можно будет быстро попасть в образовательную зону.

Сроки начала работ и возможность реализации изложенных в концепции предложений, подчеркнула Трегулова, зависят от результатов полного обследования здания и финансирования. При должном поступлении денежных средств оно может занять полгода. Параллельно с этим решаются имущественные вопросы, связанные с ликвидацией Международной конфедерации союзов художников, которая занимала половину здания.

Проект реконструкции Новой Третьяковки на Крымском Валу, представленный бюро OMA. Фото: Государственная Третьяковская галерея / OMA
Проект реконструкции Новой Третьяковки на Крымском Валу, представленный бюро OMA.
Фото: Государственная Третьяковская галерея / OMA

Архитекторы рассчитывают провести реконструкцию на Крымском Валу поэтапно, хотя часть постоянной экспозиции все же придется разместить в новом здании в Лаврушинском переулке, открытие которого намечено на 2020 год.

«Мы можем включить воображение и использовать период реконструкции для увлекательных экспериментов и должны работать так, чтобы здание не впало в кому», — резюмировал Колхас.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+